Открытое небо или чего ждет Ryanair?

Открытое небо или чего ждет Ryanair? Фото:Aviabilet
Ryanair

Ирландская авиакомпания, объявившая о своем приходе в Украину еще в марте 2017 года, до сих пор не заключила договор с аэропортом «Борисполь». Между тем билеты на рейсы из Киева уже давно продают.

 

Ирландцы в киевском небе

То, чего ждали украинские путешественники, наконец произошло в марте 2017: одна из крупнейших бюджетных авиакомпаний Европы – Ryanair – объявила о своем приходе в Украину. План действий простой: с осени 2017 авиагигант направит свои воздушные суда с Львова и Киева в несколько городов Европы, в частности в Лондон и Берлин.

Стоит сказать, что вопрос о Ryanair решался на уровне правительства. Именно министр инфраструктуры Владимир Омелян объявил о приходе перевозчика. «Министерство выполнило 90% всей работы, аэропорты должны выполнить свои 10%», – сказал он тогда.

А их работа – это предоставление прежде всего скидок.

«Ryanair – это компания, которая никогда не платит наравне с национальными перевозчиками, они часто выбирают аэропорт очень далеко от города, который дает им очень хорошие условия – не требует много средств по аэропортовые сборы, дает хорошую скидку, – говорит аналитик ОО «Европа без барьеров» Екатерина Кульчицкая. –

Разговор со стороны авиакомпании четкий: мы привозим людей, а вы развивайте у себя инфраструктуру – наземное обслуживание. Без скидки Ryanair не рассматривал бы Украину в принципе».

Чтобы договоренности были более простыми, изначально рассматривался вариант полетов Ryanair в международный аэропорт «Киев». Но там уже летает венгерский лоукост Wizz Air. К тому же из-за небольшого пассажиропотока он не может позволить себе дать такие большие скидки. Поэтому он отказался от ирландцев.

Далее уже заговорили о «Борисполе» как об окончательном варианте.

Но, чтобы наладить сотрудничество, государство должно пойти на определенные уступки. Для этого в Министерстве инфраструктуры был разработан специальный приказ, в котором заложена государственная помощь в виде скидки в размере 80% на аэропортовые сборы для новых маршрутов. Проект документа сейчас дорабатывается. Его окончательного варианта еще нет. Но уже сейчас можно сказать, что предложенную скидку сможет получить любая авиакомпания, которая откроет рейс из Киева в аэропорт, в который до того не летали самолеты из Украины.

Скидки в вопросе аэропорта «Борисполь» оказались сверхсложной проблемой. С одной стороны, «Борисполь» – государственный аэропорт, поэтому на него влияет Министерство инфраструктуры. С другой – он очень тесно связан с частным бизнесом, а именно с монополистом на рынке, компанией «Международные авиалинии Украины». Последняя, как по объективным, так и по необъективным причинам может не соглашаться с условиями такой государственной помощи. А «Борисполь» не может не прислушиваться к МАУ. Компания не только является монополистом и частной структурой, но и единственным крупным национальным перевозчиком, который позволяет украинцам летать напрямую в большинство столиц Европы и Азии – туда, куда другие перевозчики из Киева не возят. Потерять МАУ «Борисполь» себе позволить не может. Кстати, поэтому и давно предоставляет отечественном перевозчику существенные скидки.

В руки журналистов даже попал тайный договор между министром инфраструктуры и руководством Ryanair. В нем упоминается гарантирована скидка для этой авиакомпании. Но, несмотря на практику работы лоукоста, можно было бы догадаться об определенных кулуарных переговорах. Обычно такие переговоры ведут за закрытыми дверями и их детали не выносятся наружу.

Сейчас одно из важнейших замечаний экспертов авиационного рынка заключается в ссылке на европейские нормы по госпомощи. В них говорится о том, что должны быть созданы предпосылки, чтобы конкуренция была честной. Например, если расстояние между новым аэропортом и тем, куда уже летает определенная компания – более 100 километров или 60 минут езды на авто или общественном транспорте, то все честно, меньше – вредит конкуренции. То есть если аэропорт позволяет компании открыть новое направление, скажем, в Венецию в аэропорт «Тревизо», в то время как другая компания уже летает в «Марко Поло», то такие его действия могут повредить конкуренции, поскольку аэропорты находятся на расстоянии 30 км друг от друга.

Другое замечание: в приказе нет прямой нормы о предоставлении гарантированной скидки на новый маршрут. Об этом отмечают, в частности, в Антимонопольном комитете. Поэтому Министерство инфраструктуры просят разработать четкие критерии для руководства аэропорта, чтобы они могли объяснять, на основании чего одним компаниям огромная скидка предоставляется, а другим – нет.

По мнению эксперта Екатерины Кульчицкой, решение спора можно найти в тексте упомянутого европейского документа.

В одном из пунктов говорится, что государственные аэропорты могут иметь исключения, потому что они часто несут социальную значимость; а поэтому государство может решить, что определенные шаги будут полезны для граждан», – говорит она.

И еще – если уж говорить о конкуренции, то стоит вспомнить, что МАУ, которые говорят сегодня о нечестной борьбе за пассажира, ранее сами сыграли так. Они тщательно подготовились к приходу Ryanair, открыв и свои маршруты из Киева в Стокгольм–Скавста, Манчестер и Эйндховен. Ведь именно эти направления – а еще и Лондон – исландцы определили для себя как приоритетные. И на них взялись продавать билеты.

 

Альтернатива «Борисполю»

Сейчас ситуация с «Борисполем» не решена. Согласование деталей договора продолжается.

Правда, сейчас приглашающее Ryanair министерство не слишком говорит о подробностях прихода авиакомпании. На запрос ТВі о доработке упомянутого приказа, в пресс-службе ведомства ответили, что спикером по компании Ryanair является только лично министр инфраструктуры, который с 19 по 23 июня находится в США.

Между тем все чаще звучат предложения вернуться к основам философии существования лоукостов – летать в отдаленные маленькие аэропорты. Например, Гостомель, Белую Церковь или Житомир. Некоторые эксперты еще в марте говорили, что в условиях необходимого финансирования, каждый из них можно было бы подготовить к осени для полетов Ryanair.

Именно этот шаг смог бы снять с повестки дня главный спор – об особых ценах в «Борисполе» – примерно в 4,5 раза меньше, чем сейчас платят другие авиаперевозчики.

Однако в министерстве альтернативу не рассматривают.

Никакого Гостомеля, Житомира и других не будет, – заявил министр Омеляе журналистам в начале июня. – Если Ryanair не будет летать в Киев, руководство аэропортов в «Борисполе» и «Жулянах» должно выйти и сказать, почему, сказать людям правду».

«Еще раз подчеркиваю: в KPI, которые я поставил перед новым главой «Борисполя», первым пунктом было результативно завершить переговоры с компаниями-лоукостерами и обеспечить выполнение ими рейсов из терминала F или B. Министерство ожидает, что «Борисполь» откроет терминал F для лоукостов», –  добавил он.

 

Львовская модель

«Часто, чтобы привлечь такую компанию как Ryanair, создается специальный фонд, – рассказывает Екатерина Кульчицкая. –

Город, заинтересованный в том, чтобы у него увеличилось количество туристов, дает определенные средства аэропорту, пока тот первое время будет в убытках, а наземная инфраструктура только начнет развиваться. Это могут быть деньги из местных бюджетов или от предпринимателей. И часто такие условия создаются именно извне, аэропорт не ищет сам такой поддержки».

Именно таким путем решил пойти Львов. Сейчас там никто не сомневается, что в определенный день самолеты Ryanair можно будет увидеть в небе. Об этом говорит начальник управления туризма Львовского городского совета Галина Малец. «Создание отдельного фонда для привлечения авиакомпаний во Львов – это решение мэрии, аэропорта и туристического бизнеса. Мы вместе разработали модель компенсации авиакомпании за дешевые авиаперелеты», – объясняет она.

Специальный отдельный счет открыл Львовский туристический альянс. Его президент Андрей Сидор говорит, что толчком был вероятный приход лоукостов. «Мы все понимали, что такие компании имеют четкую экономику и цена на билет формируется через скидки аэропортов и преференции городов, – говорит предприниматель. – Город был готов давать преференции аэропорта по аренде земли, а туристический бизнес – участвовать финансово. В конце концов мы создали этот фонд. Единственное, что сейчас дискутируем на тему, как тратить эти деньги. То есть, будем ли перечислять эти средства аэропорту, авиакомпаниям или заказывать рекламу в бортовых журналах тех же авиакомпаний, чтобы одновременно и перечислять средства им, и делать рекламу Львову и участникам фонда через бортовые журналы».

Андрей говорит, что с европейской практикой создания подобных фондов они знакомились: «Там аэропортам перечисляют средства города, а они получают их от ЕС. Там все просто, а нам нужно было придумывать нашу украинскую модель. К идее присоединились игроки туристического рынка – ресторанные сети, гостиницы».

О сумме на счету фонда во Львове не говорит.

Назывались разные цифры, потому что тарифы у авиакомпаний разные, – обосновывает Сидор. – Но самое главное – то, что новость об этом фонде дала толчок определенным авиакомпаниям заходить. Сложно говорить, какую именно сумму мы соберем. Но если в текущем году наш Альянс накопит сумму эквивалентную миллиону гривен, то это будет хороший шаг вперед».

Что касается мотивации, то она проста: Львов получит пользу. «Во-первых, львовяне, в условиях действия безвизового режима с ЕС, смогут беспрепятственно и значительно дешевле ездить отдыхать или посещать бизнес-мероприятия в Европе. Это позволит увеличить рынок туризма и создаст возможности для развития бизнеса. Во-вторых, привлечет в город туристов. А так как мы стараемся работать с ними, то надеемся, что от нас поедут хорошие промоутеры и Львова, и Украины».

 

Мечта об открытом небе

«Для пассажира что важно? Чтобы он зашел на сайт, увидел дешевый билет, купил и полетел», – говорит Екатерина Кульчицкая.

А чтобы этот билет стал дешевым, должны действовать не только маленькие аэропортовые сборы, но и прозрачные правила наземного обслуживания в аэропортах, дешевое авиационное топливо. То есть в стране должны быть созданы условия, чтобы авиакомпания могла сделать цену ниже», – объясняет она.

«Чтобы этого достичь, Украина и ЕС уже давно должны были подписать Соглашение об открытом небе, – говорит Екатерина Кульчицкая. – Его действие создало бы предпосылки, чтобы бюджетные авиалинии типа Ryanair были заинтересованы работать в Украине, а украинские предприниматели могли бы наращивать собственный бизнес вокруг возможностей летать в Европу дешево».

К примеру, компания, которая бы захотела выйти на украинский рынок, могла бы напрямую договориться с аэропортом, не обращаясь в другие учреждения или лично к министру Омеляну, и начать летать. А украинские предприятия на прозрачных условиях строили бы свой бизнес в сфере наземного обслуживания.

Однако соглашение об открытом небе с Украиной пока не подписано, хотя это должно было произойти еще в 2011 году. Причина – конфликт между Испанией и Великобританией за аэропорт на территории Гибралтара.

Дело в том, что скалистые территории, где построен упомянутый аэропорт, были когда-то испанскими, впоследствии отошли Великобритании. Позже там был построен аэропорт. С этого начались проблемы для авиационной отрасли. Во всех договорах ЕС по авиационному пространству о нем надо вспоминать отдельно – так, чтобы не обиделась ни одна из стран.

На время подготовки авиационного соглашения между Украиной и ЕС стороны будто договорились. Но после смены правительства в Испании на правоцентристской Народной партии, конфликт начался с новой силой. И несмотря на новые претензии и формулировки относительно Гибралтара в нашей сделке, ее пришлось отложить. А в ней уже были не только поручения по прозрачным правилам работы ЕС, но и выгодные для Украины пункты, например, о непереходе на сертификацию EASA.

Соглашение об открытом небе до сих пор не подписано – по мнению экспертов – по нескольким причинам. Первая – наличие международного конфликта. Вторая – отсутствие политической воли у ЕС. Хотя из определенных источников известно, что как раз сейчас идет активный процесс адвокации. Пока же Украина в вопросе прихода новых лоукост-компаний должна играть по правилам, которые есть.

«Наша организация за то, чтобы украинцы получили возможность путешествовать как можно дешевле, – говорит Екатерина Кульчицкая из «Европы без барьеров». – Мы не отстаиваем чьи-то бизнесинтересы, а настаиваем: свобода передвижения должна быть доступной для украинцев. Если у нас есть безвизовый режим, то у нас должны быть инструменты для его использования. Пока их не так много. Да, есть автобусные перевозки. Но автобус – это не самолет».

Так придет ли в Украину Ryanair сегодня? Во Львове, кажется, в этом не сомневаются. Что касается Киева, то пока единственная надежда на то, что билеты на полеты из столицы уже продаются, а репутация мощной компании не позволит сорвать планы многих пассажиров.

 

Автор: Татьяна Катриченко

Теги: Ryanair, Омелян
3207
Последние новости
Последние новости
В Питере на митинге прозвучало "Слава Украине"
В Питере на митинге прозвучало "Слава Украине"
Робот заменил стоматолога в Китае
Робот заменил стоматолога в Китае
Какой будет сумма на выплату субсидий в 2017 и 2018 годах
Какой будет сумма на выплату субсидий в 2017 и 2018 годах
С понедельника - прохладно и без дождей
С понедельника - прохладно и без дождей
У побережья Мексики произошло новое землетрясение
У побережья Мексики произошло новое землетрясение
Записную книжку Гитлера продали на аукционе
Записную книжку Гитлера продали на аукционе
В Торонто стартовали «Игры непокоренных»
В Торонто стартовали «Игры непокоренных»
Ученые назвали легкий способ продления жизни
Ученые назвали легкий способ продления жизни
Ураган «Мария» повредил один из крупнейших в мире радиотелескопов
Ураган «Мария» повредил один из крупнейших в мире радиотелескопов
Умер соул-певец Чарльз Брэдли
Умер соул-певец Чарльз Брэдли
В Германии проходят парламентские выборы
В Германии проходят парламентские выборы
Паралимпийская сборная Украины по футболу стала чемпионом мира
Паралимпийская сборная Украины по футболу стала чемпионом мира
Пелешенко побил рекорд Украины по тяжелой атлетике
Пелешенко побил рекорд Украины по тяжелой атлетике
В Украине вырос уровень безработицы
В Украине вырос уровень безработицы
В Северной Корее зафиксировали землетрясение
В Северной Корее зафиксировали землетрясение
В Индии поезд сошел с рельс
В Индии поезд сошел с рельс