Группа «Брати Гадюкіни»: «Каждый из нас сокровище. Встретится тебе г... но – пройди мимо, с видом «хто эта?»

Группа «Брати Гадюкіни»: «Каждый из нас сокровище. Встретится тебе г... но – пройди мимо, с видом «хто эта?» Фото:
Группа «Брати Гадюкіни»

Шпион Гадюкин – персонаж литературный, эпизодический и малоприметный. Казалось, суждено ему кануть в Лету среди цикла «Денискиних рассказов». И Виктор Драгунский – автор детской книги о похождениях мальчика Дениса, писатель насквозь советский – и представить не мог, что будет иметь отношение к украинской рок-музыке.

В 1988 году неожиданно имя шпиона сошло со страниц, начало громкую жизнь, завело поклонников, а перед этим – семью, то есть братьев. Которые вскоре будут отмечать двадцатилетие творческой деятельности, а сейчас имеют солидный статус: мэтры украинской альтернативной рок-музыки «Брати Гадюкіни» («Братья Гадюкины»).

Было запланировано интервью с коллективом, однако вмешались обстоятельства – и говорить за всех пришлось Павлу Крахмалёву.

Павел, почему среди множества литературных героев именно Гадюкин стал «братом» коллектива?

Группа формировалась в заключительной фазе «совка» как протест, что нет сил больше так жить. Протестовали мозг, музыка и все остальное. Люди уже имели доступ к зарубежным песням, пробовали жить другой жизнью, но рядом оставались партийные идеологи, которые свою «правильную» руку накладывали на все – и на культуру тоже. Когда последняя капля переполнила чашу терпения, появился протест, попытка вырваться из коммунистических рамок. Во Львове жили более свободные люди – там вещало польское телевидение, которое импонировало значительно больше, чем два центральных «советских». И каждый в меру своей фантазии находил интересные способы отличаться от массовой совковой культуры. А Гадюкин – сугубо отрицательний персонаж. На фоне бунтарского настроения против совковой системы он стал олицетворением протеста.

Я к группе присоединился позднее. Был их сторонником, поклонником единой творческой альтернативной команды. Помню, как в подземном переходе на последние деньги – и их не было при себе – за 25 рублей купил кассету с альбомом «Всьо чотко!». А я тогда был пай-мальчиком, студентом консерватории, играл Рахманинова, учился на историко-композиторском факультете.

Коллектив позиционировал себя как рок-группа, хотя существенно отличался от классических роковых групп – «Алисы», «Кино», «ДДТ». Почему та музыка, которую играли «Гадюкины», называлась роковой?

Многообразие стилей, которое существует сейчас, трудно классифицировать даже мне. А тогда было все просто: поп-музыка и как антипод – рок-музыка. Еще не сформировался институт музыкальных критиков, поэтому все, что отличалось от поп-музыки, называлось рок-музыкой – это я говорю вам как музыковед.

Коллеги по музыкальному цеху не воротили нос от вас? Ведь все мы знаем, о чем поют «Гадюкіни». Часто вам говорили свое «фе» намакияженные, выглаженные артисты с хорошо поставленными голосами, красивыми постановками, позами на сцене?

Рок – это протест на существование культуры, исполнительного искусства. В те времена если протест – значит рок. А как коллеги относились? Очень хорошо. Это феномен группы «Брати Гадюкіни». На наши концерты ломились (и не все могли достать билеты) академические музыканты, нас замечали и принимали и Алла Пугачева, и лохматые музыканты с наркоманами. Во-первых – мы пели на украинском языке, на котором до этого пел только Яремчук и писал песни Ивасюк. Во-вторых – до «Гадюкіних» на слушателя со сцены проектировалась красивая выдуманная легенда устами Ротару или Яремчука. У нас были пропетые реалии жизни на украинском языке. Вышли вроде и нормальные пацаны, но говорят на языке подворотен: то ли суржик, то ли диалект. Костюмы – как буд-то зашел с улицы на сцену и сел за инструмент. И это была та правда, которую мы храним до сегодняшнего дня. Если все причесанное, лощеное, нечестное, то нафиг надо вообще что-то рассказывать? Лжи и так много, тем более сегодня. А мы предлагали правду: такая она есть. Не нравится – не слушайте. Наверное, этот рецепт и сказал свое «да» феномену «Гадюкіних».

Опишите подробнее феномен «Гадюкіних»

В 1993-м мы отправились в большой тур по Европе: Мюнхен, Париж, Брюссель, Польша, Щецин. Выступали в «Украинских домах», для украинской диаспоры. Аудитория воспринимала нас весело и классно – это нам понятно. А в Брюсселе мы играли в парке Jardin Botanique. Там действует несколько концертных площадок, вроде некоего дома культуры по вечерам. Уровень, где честью было бы играть каждой звезде мирового признания. За пару дней до выступления гуляли мы по улицам Брюсселя и увидели странные афиши. Оказалось – это наши! «Snake Brothers», мейнстрим! И мы такие: «Капец .... Мейнстрим. Мы – мейнстрим». (Даже сейчас мурашки по коже)... То есть, вот идешь ты по улице с подогревом тротуара, снег падает, тротуар сухой, чистый (после Львова, представляете, как нам было), и вдруг мы – мейнстрим. Это капец, можно себе цветы дарить, памятник ставить. Но с другой стороны недоверие и комлекс «собственной неполноценности» – жили в нас. И ты сомневаешься: Брюссель, Ботаник, мейнстрим – это не про нас.

Тогда мы играли на любой аппаратуре – немного лучшей, чем ящики из-под телевизоров. Приходим мы в тот Ботаник. А там обслуживание: стейджмены и организаторы уже ознакомились с нашим аудиоматериалом. Не просто треками, а именно аудиоматериалами. И они сами под наши аудиозаписи подобрали и настроили апаратру. Капец. Измена. Наше выступление объявил французской Зенон Коваль, дипломат с украинскими корнями, мы ничего не поняли. Потом нам объяснили, что в зале на 1000 мест украинцев – где-то человек 200, остальные – полный зал местных. Такой прием после каждой песни группа в Украине получала не каждый раз. После этого я вообще перестал понимать, что происходит. Но пришло осознание ответственности: если тебя ТАК воспринимают в Бельгии, то насколько полно ты должен выкладываться в исполнении. Значит, песни группы рассказывают какую-то правдивую историю, которая нужна нормальным людям. Поэтому академические музыканты, наркоманы, волосатые, хиппи, дети до сих пор нас слушают. До сих пор за кулисы к нам попадают даже беременные женщины: «Мы любим рок-н-ролл, мы любим вас». Эти слова дают и ответ, и загадку. Не знаю, в чем феномен, короче.

Самое большое разочарование в творчестве группы?

В 1996 году в Тернопольском «Березиле» мы исполнили крайний концерт и договорились больше не играть. Потому что наступили такие времена – экономические и моральные, – что не стоило продолжать какую-либо историю. Это не разочарование, скорее какое-то сожаление, тоска. Впоследствии мы поняли, что эта пауза была нужна, чтобы потом не идти по коридору, оглядываясь направо-налево, не зная, где ты есть. У «Гадюкіних» должен был пройти такой период. Единственное, жаль, что эта творческая пауза забрала от нас родного, дорогого человека – Сергея. Долгое время мы как в прострации находились: это ужас, это шок. Он не просто друг, поэт, гений (я говорю без преувеличения), не просто харизматичный человек. Между нами было единство, родство душ. Мы чувствовали друг друга за тысячу километров... Долгое время мы приходили в себя, а потом решили сделать вечер памяти Сережки (Кузи). И тот ажиотаж, что творился в зале... все звезды, кто находился в Украине, отдали дань памяти. Но это был не печальный концерт, а праздник. Праздник пожеланий: Сергей, творчество нужно и сегодня, что ты делаешь там, наверху? Наверное, смеешься с нас, и это нормально.

Тишина во время финальной песни: а мы вырезали голос Сергея, он, условно говоря, пел с магнитофона, а мы вживую ему аккомпанировали в сопровождении симфонического оркестра. Такое единение создало перформанс (не люблю этого слова), праздник. Несмотря на смерть, на потерю, его слова были нужны людям. Тогда «Брати» начали думать на другом уровне. О том, что его – наши – песни нужны многим. Во времена уныния, большого количества лжи – а «Гадюкіни» всегда говорили правду – мы почувствовали, что наша правда опять нужна. Договорились собраться и написать новый альбом. Только начались репетиции, только начался новый альбом – пришла Революция достоинства.

Но вы не объявляли кастингов на замену Сергею в группе?

Это невозможно. В «совке» была популярной такая фраза: «незаменимых людей нет». Фигня полная. Каждый человек – незаменим, он ходит, думает, что-то делает, употребляет слова и говорит так, как Бог дал именно ему. Второго такого нет. Поэтому ценить надо каждого конкретно. Нельзя Кузю заменить. КЕМ ??? После Кузи музыкальные инструменты, вещи собраны в уголке студии. На той технике никто не работает и не будет работать. Ибо это его. Потому что таким образом он с нами. Не. Вру. Будет работать. Потому что нужно, чтобы оно жило.

Что изменила Революция достоинства в деятельности, в жизни группы?

Мы вошли дважды в одну реку. Это смелый шаг, которого мы, честно говоря, боялись. Боялись, что нас будут сравнивать: до и после. А потом подумали: а чего бояться? Ни лучше, ни хуже, чем можем, мы не сделаем. Если можешь не играть, не петь, не делать, не говорить – не делай. Если не можешь НЕ играть, не делать – то делай. Мы соскучились друг за другом. Хотя общались ежедневно по телефону, но не хватало той совместной творческой атмосферы. Во-вторых, изменилась страна. Стоять в стороне от проблем своей страны (что-то меня на пафос потянуло) – невозможно. Трудно давались репетиции, запись в то время, когда погибали люди. Даже приостановили на время подготовку альбома. Хотели, чтобы он вышел хоть на месяц, хоть на две недели раньше. Потому что считаю, хоть это и эгоистично очень, но тот альбом очень классный; и из-за революции он по сей день не услышан должным образом. Впрочем, все гениальные творения воспринимаются со временем (смеется – авт.) Мы сделаем еще пару шагов, чтобы его услышали нормальные пацаны и девчата.

Сейчас Украина замерла в ожидании международного конкурса «Евровидение». Это очередное признание государства на мировом уровне, или наоборот – неуместный пир во время войны, праздник на фоне ежедневных смертей украинских военных на Донбассе?

У «Гадюкіних» тоже было много размышлений на эту тему: ну вот как так – война, а мы будем веселые песни распевать. Такие душевные муки отнимали много сил и времени, а конструктива не несли. Через некоторое время мы сказали: мы должны нести положительные эмоции. Хорошее настроение людям крайне необходимо. Группа начала часто ездить на Восток, туда, к ребятам. Эти глаза, когда солдаты два часа назад были на передовой, а сейчас глаза горят, и бойцы кайфуют от песни «Грай» или «Наркомани на городі» – понимаешь, что это им было необходимо.

Что касается «Евровидения». Во время одной из поездок группа познакомилась с капелланом, отцом Константином, теперь дружим. Он, ссылаясь на слова одного из боевых офицеров, сказал: «Это хорошо, что Украина, Киев веселится, развлекается и отдыхает. Значит, мы хорошо делаем свое дело».

Это ответ на все сомнения «стоит или нет». Стоило ли Шостаковичу писать седьмую симфонию и исполнять ее в блокадном Ленинграде, стоит ли сегодня нести позитив людям? Уверен – это необходимо. Ведь уверенность нации в непреодолимости формирует и хорошее настроение тоже.

Давайте попробуем развеять миф, что все ваши песни писались под кайфом, под алкогольным угаром. Бытует мнение, что тексты а-ля «Гадюкіни» пишутся только под кайфом. Докажем обратное?

Короче. Сидели мы на студии, писали альбом «Щасливої дороги». Все разошлись, остался я с Кузей. Пришла корреспондент, попросила записать интервью. Мы как раз планировали перерыв, поэтому не отказали. Не секрет, что Кузя употреблял и лечился. Он преодолел зависимость после поездки в Брюссель как хороший, сильный и талантливый человек. С тех пор преследовал противоположную цель. Общался с наркоманами. Пользуясь авторитетом, харизмой и пережитым опытом, мог со своих историй посоветовать, как жить с той или иной проблемой или решить ее. А та журналист весь разговор спрашивала про «допинг»: а как с наркотиками, а без наркотиков, а с двумя наркотиками? И это хорошо так достало. Кузя очень тактично ее отправил, а потом говорит: «Неужели люди не понимают, что есть какие-то вещи в организме, которые больше, чем наркотик?»

И вот я тоже убежден: сцена, плыть вместе в творческом вдохновении – куда более сильные эмоции. Ну да. Употребляли. И преодолели. Потому что оно мешает в творчестве, в любви. Мешает всем. Сложно отказаться от этого. Но можно и нужно. На творчество никак не повлияет, только поможет. Это все отговорки: вот мне не пишется, а ну-ка я выпью. А потом бодун, а потом ничего не хочется, а потом всякие лекарства, почки, печень, цвет кожи и т.д. А наркотики –значительно хуже. Ой, давайте другую тему.

Как вы относитесь к «черному списку» СБУ? Многим вашим российским коллегам по сцене въезд в Украину запрещен. Возможно, им стоило держать свою антиукраинскую позицию при себе и не объявлять ее во всеуслышание?

С одной стороны, как живет тот или иной деятель культуры – только на его совести. Так научили его мама с папой и никто ничего не изменит. С другой стороны, в этих выражениях и инсинуациях я вижу капец какую саморекламу. Особенно касается тех, о ком люди давно забыли. Как вот Юрий Лоза, например. А как он еще может напомнить о себе? Нужен скандал. Вот фигню же говорит. И сам понимает, что говорит фигню. Хотя. Может и заболел. И такое бывает. Но не стоит уделять много внимания таким людям. Неужели снятая с поезда Лолита достойна нашего украинского внимания? Себя, свое внимание надо наполнять достойными людьми, чтобы создать вокруг себя хороший мир, чтобы там было уютно и комфортно и лежал для каждого путь к счастью. Встретится тебе г ... но – пройди мимо, с видом «хто эта?»

Но я верю в людей. Знаю, что на каждый поступок, пусть даже самый позорный, есть причина: слабость, боязливость, сиюминутная безысходность. Надо разбираться. Однако, необходимо помнить, каждый из нас – сокровище. Давайте беречь себя от дерьма.

 

Беседовала Кристина Ломенко

1303
Похожие новости
Адвокат Либерман: "Если Янукович вернется, его арестуют" Адвокат Либерман: "Если Янукович вернется, его арестуют"
Адвокат Либерман: "Если Янукович вернется, его арестуют" Адвокат Иван Либерман рассказал о перспективах привлечения четвертого президента Украины к уголовной ответственности
Дерматолог об аллергии: как, почему и что делать? Дерматолог об аллергии: как, почему и что делать?
Дерматолог об аллергии: как, почему и что делать? Аллергические реакции, опасности весенних лакомств и коварные анализы.
Советы
Сокоординатор ОСД Виталий Титыч: «Мы выбиваем «жирных» кандидатов в Верховный Суд, которые имеют и деньги, и связи» Сокоординатор ОСД Виталий Титыч: «Мы выбиваем «жирных» кандидатов в Верховный Суд, которые имеют и деньги, и связи»
Сокоординатор ОСД Виталий Титыч: «Мы выбиваем «жирных» кандидатов в Верховный Суд, которые имеют и деньги, и связи»
Последние новости
Министерства обороны Украины и Чехии договорились углубить сотрудничество
Министерства обороны Украины и Чехии договорились углубить сотрудничество
Киевские судьи пожаловались в ГПУ на своего львовского коллегу
Киевские судьи пожаловались в ГПУ на своего львовского коллегу
Сомалийские боевики казнили мужчину за супружескую измену
Сомалийские боевики казнили мужчину за супружескую измену
Минрегион: Уже 80 объединенных общин готовы к проведению первых выборов
Минрегион: Уже 80 объединенных общин готовы к проведению первых выборов
В Пакистане – рекордная жара
В Пакистане – рекордная жара
В Музей революции 1917-1921 годов переданы вещи полковника армии УНР Евгения Коновальца
В Музей революции 1917-1921 годов переданы вещи полковника армии УНР Евгения Коновальца
СБУ прекратила распространение ПО для просмотра запрещенных российских телеканалов
СБУ прекратила распространение ПО для просмотра запрещенных российских телеканалов
Минагрополитики: Заморозки уменьшили урожай ягод и фруктов на 29%
Минагрополитики: Заморозки уменьшили урожай ягод и фруктов на 29%
Геращенко: Без введения миротворческой миссии деоккупация Донбасса маловероятна
Геращенко: Без введения миротворческой миссии деоккупация Донбасса маловероятна
Украинские синхронистки завоевали три золотые медали на этапе Мировой серии в Испании
Украинские синхронистки завоевали три золотые медали на этапе Мировой серии в Испании
Украинский спортсмен Малыхин побил юниорский рекорд Сергея Бубки
Украинский спортсмен Малыхин побил юниорский рекорд Сергея Бубки
Маккейн: Россия является большей угрозой для мира, чем «Исламское государство»
Маккейн: Россия является большей угрозой для мира, чем «Исламское государство»
В Кабмине состоялось рабочее обсуждение основ земельной реформы
В Кабмине состоялось рабочее обсуждение основ земельной реформы
В Париже состоялась акция протеста против приезда Путина
В Париже состоялась акция протеста против приезда Путина
Коломойский подал в суд на Нацбанк и Минфин
Коломойский подал в суд на Нацбанк и Минфин
В испанском городе Марбелья автомобиль въехал в группу пешеходов
В испанском городе Марбелья автомобиль въехал в группу пешеходов