Герой08.03.2019 10:00

    Балет всем возрастам покорен

    Ткаченко Марина
    Ткаченко МаринаСторителлер
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    Мечтать без границ может только ребенок. С годами мы утрачиваем эту способность и наши мечты превращаются в цели. Мы достигаем их и радуемся, оценивая результат мерилом целесообразности

    TVi.UA побывал там, где мечты воплощаются в жизнь вопреки этому критерию. Здесь душа свободна от житейских условностей.

    Фото из личного архива
    Фото из личного архива

    Мы расскажем о проекте для женщин. В нем все, кто с детства грезил о балете, могут попробовать себя в искусстве классического танца. «Но как же возраст и вес?» — спросите вы. Ответы на этот и другие вопросы вы получите, познакомившись с героинями нашего рассказа.

    «Я окончила строительный вуз. Моя первая специальность — инженер-системотехник. Долгое время работала проектантом, возглавляя отдел. Затем получила второе образование и стала психологом. Как-то, во время разговора в гештальт-группе, мы делились своими сокровенными желаниями. Я призналась, что в детстве хотела стать балериной, но моя розовая мечта так и осталась несбыточной. «Почему?! Что тебе мешает осуществить ее сейчас?» — спрашивали меня друзья и коллеги.

    «В моем возрасте не танцуют», — отвечала я. А потом задумалась: действительно, почему?.. Ведь мечты должны сбываться! Узнав о проекте «Балет для души», я поняла: надо принимать решение — сейчас или никогда. И вот я здесь», — говорит Тамара

    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    В танцкласс женщина пришла пять месяцев назад. В облегающем черном трико, она непохожа на сверстниц, отягощенных рутиной будней. В ее движениях легкость и грациозность. «Мы заметили, что весь наш разговор вы пребываете в неизменном положении пятой балетной позиции. Удобно ли так стоять?..» — задаем вопрос собеседнице. Улыбаясь, Тамара отвечает: «Раньше было сложно. Теперь — нет. Ноги привыкли. Балет многое дает: осанка выровнялась, ручки подтянулись, походка изменилась. Когда присаживаешься, хочется спинку держать».

    Светлана Марченко Фото из личного архива
    Светлана Марченко Фото из личного архива
    Светлана Марченко Фото из личного архива
    Светлана Марченко Фото из личного архива

    За два года проекта «Балет для души» его основатель Светлана Марченко многих научила не только спинку держать. В основе ее преподавания — основы классического балета и методика, дающая каждой женщине возможность ощутить себя не только балериной, но и открыть в себе новые резервы. Перед тем как узнать об этом больше, мы поинтересовались историей жизни самой Светланы. А вернее, обстоятельствами, которые послужили толчком для реализации ее идеи.

    Фото из личного архива
    Фото из личного архива

    «Я — профессиональный танцор. За плечами десятилетний опыт: балетная школа, сцена Харьковского академического театра музыкальной комедии, преподавание. Честно говоря, когда закончила карьеру танцовщицы, а потом и карьеру педагога, решила, что балетом заниматься больше не буду. Наверное, это мой внутренний перфекционист тогда мне сказал: «Раз уже нет формы — пора ставить точку. Как танцор и педагог ты уже реализовалась, надо двигаться дальше». Так я стала психологом.

    Сейчас я дипломированный специалист, практикующий трансактный анализ. Арт-терапия — одно из направлений, в котором работаю. В свое время выбрав его, я на личном опыте убедилась: искусство, независимо от возраста, удивительным образом раскрывает любого человека. Вспоминаю, как однажды задала себе вопрос: «Почему ты остановилась в танце?.. Ведь тебе же это нравилось…» Это и послужило толчком. Так я разрешила себе снова танцевать! Нашла единомышленников и основала проект «Балет для души». Наши занятия дают возможность каждой женщине снять блоки, преодолеть комплексы, раскрыть внутренние резервы и, конечно же, постичь основы балетной школы. Чтобы прийти сюда, совсем необязательно иметь опыт танцора. Мы принимаем всех желающих», — говорит Светлана Марченко.

    Занятия длятся два часа. Этого времени хватает, чтобы выполнить программу классического урока. К каждой из учениц у арт-терапевта — индивидуальный подход.

    Елена (на первом плане) Фото: Алексей Чумаченко/TVi
    Елена (на первом плане) Фото: Алексей Чумаченко/TVi

    «Я никогда в жизни не занималась танцами. Мечтала, но не решалась. Проект помогает воплотить мечту. Но не только ради этого я здесь. Мне важно найти себя. И если говорить о моих первых достижениях… Одним из главных считаю то, что я перестала бояться смотреть на себя в зеркало. Уроки балета — хорошее оружие для борьбы с комплексами», — делится своей историей ученица Елена. По профессии она —переводчик. Прекрасно сложена, внешне привлекательна. Казалось бы, о каких комплексах речь?.. «Мне делают комплименты. Но одно дело, что тебе говорят люди, и совсем иное — какой ты себя видишь. Здесь я учусь чувствовать себя. Что же касается физических усилий… Лично для меня занятия балетом — большой труд. Недаром говорят, красота требует жертв. (Улыбается.) Я поначалу даже ногу не могла поднять. Училась управлять своими мышцами… Но когда втягиваешься, начинаешь понимать, что это стоит того», — рассказала о своем увлечении Елена.

    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    Конечно же, это — труд. Профессиональные танцоры физически выкладываются на полную, прилагая порой сверхусилия для достижения высочайшего уровня мастерства. «У нас нет планки большой сцены. Мы осваиваем па в меру физических возможностей», — продолжает рассказ о своем проекте Светлана Марченко.

    «Например, ребенку сложно осознать внутренний механизм природы движений. Поэтому много времени и сил тратится на систематическое повторение, иными словами — заучивание. Со взрослыми в этом отношении немножечко проще. Они способны быстрее постигать закономерности. Осознание того, что происходит с мышцей или суставом, как правильно использовать этот ресурс в хореографии, приходит быстрее. Помню, была у меня девочка с очень слабым подъемом. Я объяснила, как прочувствовать — где у нее мышца, где большой палец, где мизинец. Как это натягивается, как этим управлять… На следующем уроке она выполнила движение абсолютно правильно. Разумеется, исполнить 32 фуэте —такую задачу мы не ставим, но вращение мы осваиваем, —объясняет суть обучения Светлана. — Что касается базы, мы выполняем весь «станок». Есть у нас: и гранд батманы, и фондю, и фраппе, и даже такое непростое движение, как анлер».

    Рассказывая о своих ученицах, преподаватель называет их девочками. Работая с категорией 40+, педагог абсолютно уверена, что овладеть основами балетной школы под силу всем, независимо от возраста. Особенно гордится своей самой старшей воспитанницей — Екатериной. Она —психотерапевт. Посещать уроки балета начала два года назад. Сейчас ей 65 лет.

    Екатерина (на первом плане) Фото: Алексей Чумаченко/TVi
    Екатерина (на первом плане) Фото: Алексей Чумаченко/TVi

    «В юности я и фигурным катанием, и художественной гимнастикой занималась. А в балет меня не взяли… Не та «выворотность» была (способность танцовщика к свободному развёртыванию ног (от бедра до кончиков пальцев) наружу, параллельно линии плеч. — Ред.). Здесь же я могу заниматься для души. (Улыбается.) Это помогает поддерживать хорошую физическую форму. Конечно, можно это делать и в других местах… Я в спортзал ходила и в бассейн. Но там скучно. Здесь все иначе — музыка, вдохновение, красота… Я и дома занимаюсь. Муж все это наблюдает. И коты… (Смеется.) Все разделяют мое увлечение», — говорит Екатерина.

    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    Возрастных ограничений в проекте нет. Но перед тем как приступить к занятиям, арт-терапевт обязательно интересуется вопросом состояния здоровья женщины.

    «Это очень важный момент. Во-первых, человеку, у которого серьезные проблемы, лучше идти к врачу, а не в балет. Все особенности, связанные со здоровьем, мы оговариваем сразу. От этого зависит, можно ли будет посещать занятия. Соответственно, определяем степень и вид нагрузок. У меня девочка занималась в корсете, так как у нее были сложности с позвоночником. Определенные па она не делала. То есть мы помнили о том, что ей нельзя наклоняться. Задачу прогибаться в мостик мы не ставим», — объясняет руководитель проекта.

    Нет ограничений и по весу. Худеть своих учениц арт-терапевт не заставляет. «Разумеется, чем легче человек, тем ему проще стать на те же полупальцы или освоить прыжки. Но даже если вес не балетный, девочки учатся управлять им. Худеть я не заставляю. У женщин самих возникает это желание. (Улыбается.) Признаюсь вам: возобновив занятия балетом, я сбросила 17 кг! Все, кто приходит сюда, со временем получают результат. Опять же, повторюсь: у нас балет для души! В первую очередь это удовольствие от того, что ты можешь красиво, грациозно исполнить па, которые есть в балетной лексике».

    Балетную лексику новичку запомнить сложно. Но ученицы в терминологии уже разбираются. Придя в театр, с легкостью могут разъяснить несведущему зрителю, какое движение исполняет балерина на сцене и каких физических затрат это требует.

    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    Кстати, еще один момент, на который мы обратили внимание в классе Светланы Марченко. Занятия проходят в сопровождении концертмейстера. Это один из редких случаев, когда в современной практике используется живая музыка. «Я не только аккомпанирую. Часть моей работы — наблюдение за процессом. Заметил, что с каждым разом движения женщин становятся более изящными, а сами они — более пластичными», констатирует концертмейстер Николай.

    Звучит музыка. Следуя рекомендациям наставницы, балерины постигают премудрости хореографии. «Почему ваши ученицы не в пуантах?» — интересуемся у педагога. Ведь именно этот атрибут ассоциируется с балетом.

    Фото из личного архива
    Фото из личного архива
    Фото из личного архива
    Фото из личного архива

    «У многих новичков срабатывает стереотип: раз балет, то обязательно танцовщица должна быть в пуантах. Но для того чтобы стать на пуанты, нужна специальная подготовка. Надо укрепить подъем и ахиллово сухожилие, для начала научиться хотя бы становиться на полупальцы, держать свой вес… После сорока это сделать достаточно сложно. Но в перспективе, возможно, мы придем к этому… (Улыбается.) На фотосессии девочки уже пробовали принимать балетные позы, надев пуанты», — говорит хореограф.

    С пуантами придется подождать. А вот пачку можно смело надевать. В сценическом облачении ученицы выглядят как балерины на театральной сцене.

    Фото из личного архива
    Фото из личного архива

    «Вальс, полька, полонез, комбинации по диагонали… Результат нашей работы возле станка выливается в конкретные танцевальные этюды. В перспективе —постановка еще одного номера. Хотим все это отснять в костюмах», — делится планами Светлана Марченко.

    Отдавшая профессиональной сцене много лет, она родилась в один день со своим балетным кумиром —Анной Павловой. Уверена, что балет — величайшее искусство, дарованное миру. И неважно, сколько тебе лет, есть ли у тебя опыт танцовщика или нет, прикоснуться к прекрасному, ощутить его магическую силу может каждый. Со своим педагогом согласны ученицы. Благодаря проекту «Балет для души» их розовые мечты стали реальностью и жизнь заиграла новыми красками. Яркими, светлыми, как сама весна.

    Актуальные