Премьера27.11.2018 20:08

    Идет война холодная

    imdb.com
    imdb.com

    Андрей Алферов трижды посмотрел «Холодную войну» польского режиссера Павла Павликовского и окончательно убедился, что этот, как никогда актуальный шедевр, — один из лучших фильмов 2018 года. И он буквально обречен получить «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»

    Facebook
    Facebook

    Но не в этом, в конце концов, дело! Не ради этого стоит пойти и посмотреть (или пересмотреть) эту красивую до безумия черно-белую историю об очень горячей послевоенной страсти на фоне ползучей и очень холодной войны. История любви недостаточно зрелых людей и прайс, по которому такая любовь отпускалась в темные времена. Один поцелуй по цене лагеря и сломанных пальцев.

    Павел Павликовский рассказывает здесь историю собственных родителей, которые раза три, кажется, только разводились, а расходились и того больше. Но жизнь закончили вместе. Такой вот силы любовь.

    По сюжету молодой музыкант Виктор (Томаш Кот) весной 1949-го, по поручению партии, собирает по деревням ансамбль народной песни и пляски. На прослушивании он встречает чуть нервную блондинку Зулу (Иоанна Кулиг), которая страстно поет о сердце, при этом скрывает условный срок, полученный за поножовщину с отцом (тот перепутал дочь с собственной женой). Потом между этими двумя вспыхнет ядерным грибом страстный роман. Но Виктор, мечтающий о мировой славе, сбежит на Запад. А Зула останется. И не потому, что возлюбленный не возьмет ее с собой. А потому, что девушка испугается. Ведь, кажется, гораздо больше, чем ее, Виктор любит музыку. Вдруг возьмет и бросит, оставит одну среди свободного и холодного Парижа?

    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com

    Эта большая картина — о большой любви, помещенной меж двух катастроф, завершившейся Второй мировой и ползучей катастрофой холодной войны. Два маленьких человечка на фоне большой истории. Павликовский — рожденный в Польше космополит, чье детство прошло в Великобритании, куда беглецы-родители вывезли его маленьким, где он получил образование, знает, о чем говорит. Его самого, как Виктора, носило по свету — от Парижа до Лос-Анджелеса. Он снимал кино с американскими, британскими и французскими актерами («Стрингер», «Мое лето любви», «Женщина из пятого округа»), но нашел себя, лишь вернувшись в родную и несвободную даже сейчас Польшу (предыдущую картину Павликовского «Ида» по идеологическим мотивам запретили к показу на национальном телевидении. Запретили, даже несмотря на полученный «Оскар»).

    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com

    «Холодная война» еще и о потерянном послевоенном поколении. В том смысле, в котором Пастернак написал: «Я человека потерял. С тех пор, как всеми он потерян». Герои Павликовского — поколение потерянных личностей, потому что личность больше не нужна. Война обозначила конец одной истории человечества и начало другой. Закончилась история просвещения, потому что просвещения никого не остановило. История атеизма, потому что атеизм никого не спас. История религии, потому что даже Бог не пришел на помощь. Закончилась история личности и началась история масс. Герои «Холодной войны» одновременно и первые люди на Земле, и последние.

    Павликовский показывает, что любовь после пережитых кошмаров Второй мировой, любовь в мире, где не может быть моральной правоты, возможна лишь как некий извращенный акт. Только та любовь, которая постоянно сожалеет, которая постоянно сравнивает себя с убийством, которая винит себя, которая ползает на брюхе… только такая любовь достойна называться любовью. Потому что все остальное секс.

    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com
    imdb.com

    И еще: в этой удивительно красивой, словно снимки Анри Картье-Брессона, черно-белой драме очень много цвета. Поверьте, изображение лишь на экране монохромное, а в голове у зрителя цвета будет больше, чем в мультфильме о «Желтой подводной лодке».

    Андрей Алферов, TVi.UA

    Актуальные