Глянец01.01.2019 10:00

    Как ирландец, швед и француз русскую сказку создавали

    Багиян Наталия
    Багиян НаталияСторителлер

    Александр Роу, Александр Хвыля, Георгий Милляр. У этой выдающейся троицы было много общего. Все трое родились в состоятельных семьях с иностранными корнями. После революции 1917 года познали голод, нужду, лишения. Но всеми двигало желание творить, заниматься искусством. Они нашли себя и народное признание в сказках. Фильм «Морозко» стал вершиной их триады

    «Сыщи в поле перышко, Пусти его по ветру. Вслед за перышком пойдешь — Свою долю найдешь»

    Александр Роу,

    кинорежиссер

    Непревзойденный кинорежиссер-сказочник Александр Роу был сыном ирландского инженера, прибывшего в Россию налаживать мукомольное производство. Наладив его, а попутно создав семью с обрусевшей гречанкой и родив сына, Артур Роу отбыл восвояси. Отец объявился много позже, когда Александр Роу уже стал знаменитым кинорежиссером. Точнее, его просто вызвали в МИД и передали кое-какие вещи, оставшиеся от отца: пальто и фотоаппарат. Вот и все состояние. Вынужденный рано начать работать, чтобы содержать больную мать, Александр Роу не унывал. Он с детства привык окружать себя сказками. Обладатель богатой фантазии, спустя годы Роу смог воплотить все свои идеи на экране. Творческие люди невероятно суеверны. Но именно 13-й фильм киносказочника принес ему наибольшую популярность и мировую известность. Роу терпеть не мог павильонные съемки, считая, что в сказке все должно быть «взаправду». Вот и «Морозко» снимался в основном на натуре. Зимние съемки проходили на Кольском полуострове, летние — в Подмосковье. В какой-то момент фильм оказался под угрозой. Отснятые пленки были упакованы в коробки, обернуты в пленку и погружены в подвальное помещение. Ночью случился прорыв трубы, подвал стремительно заполнялся водой. Разбуженная по тревоге съемочная группа бросилась на спасение отснятого материала, но их всех опередил Георгий Милляр. Когда киношники в панике подлетели к подвалу, то увидели артиста в одном нижнем белье, по пояс в ледяной воде, вытаскивающим ящики. Будущий шедевр был спасен!

    Александра Артуровича отличало поразительное постоянство и точное понимание, кто должен играть тех или иных персонажей. Он не любил проводить долгие и нудные пробы. Раз сработавшись с артистом, обязательно приглашал его в следующий фильм. Вот и свою Настеньку он нашел мгновенно. Просто посмотрел по телевизору выступление юной фигуристки в номере «Умирающий лебедь» и дал указание своим ассистентам разыскать юную фигуристку Наталью Седых. И отстоял ее кандидатуру перед цензорами, которые были недовольны слишком юным возрастом претендентки, на момент съемок Седых исполнилось всего 15 лет, а так же излишне высоким тембром голоса. Но Роу лучше знал, какой должна быть воплощенная чистота и невинность в сказках.

    Наталья Седых
    Наталья Седых

    Так же, как и ее антагонист — Марфушенька, которую сыграла гениальная Инна Чурикова. Для начинающей актрисы это был третий фильм, но роль ей хотелось получить настолько, что она обошла свою главную соперницу — Тамару Носову. Как позднее Чурикова рассказывала в интервью, она так самозабвенно колола орехи, не жалея зубов, что сомнений не было — роль будет ее! И действительно, с годами зрители начинают симпатизировать именно Марфушеньке. Настолько она гротескна в своей нелепости и комичности, особенно в диалогах с самим Морозко, что безупречная Настенька проигрывает ей по всем статьям. Но им обеим все же не сравниться с Бабой-ягой.

    Зря ты, Иван, стараешься, ножками упираешься. Все равно я тобой пообедаю.

    Да я, Бабулечка-ягулечка не нарочно.

    Не нарочно?

    Никто меня на лопату не саживал. Покажи мне, Ягуся, как нужно на лопату садиться.

    Слазь. Эх, молодежь пошла. Чему вас учат?

    «Официальный представитель нечистой силы в кино», как называл своего любимого актера Александр Роу, родился в аристократической французской семье и в детстве носил фамилию де Мильё.

    Георгий Милляр,

    актер

    Будучи не только сыном аристократа, но и внуком знаменитого золотопромышленника, юный Георгий в детстве был окружен всеми атрибутами, соответствующими его статусу: гувернантки, роскошная квартира в столице, две виллы на юге. Сказка жизни закончилась с приходом революции. Мильё выделили лишь комнату в их некогда собственной квартире, превратив ее в коммуналку. Тогда же дальновидные родственники посоветовали сменить французскую фамилию на более благозвучную — Милляр. Так же до конца жизни актер скрывал не только свое происхождение, но и то, что он свободно владеет несколькими языками и весьма эрудированный человек. Но Георгий Францевич ни о чем не жалел. Разве только о том, что родился в День Октябрьской революции, а не в День взятия Бастилии. Встреча с Александром Роу на его первой киносказке «По щучьему велению» стала судьбоносной для обоих. Георгий Францевич снялся почти во всех фильмах режиссера, кроме двух, в том числе и в ленте «Финист — Ясный сокол», которую Роу не успел закончить.

    Лучшей Бабы-яги в кино и представить себе сложно. Сам Милляр по этому поводу шутил, что ни одна женщина не захочет быть некрасивой на экране, а ему терять нечего. Образ своей героини он подсмотрел в Ялте, когда случайно встретил старую, сгорбленную гречанку. А характер позаимствовал у соседки по коммунальной квартире — дамы очень сварливой и склочной, не умевшей ни дня прожить без ссоры. И все-таки очевидно, что Баба-яга Милляра создана с любовью и определенной долей юмора. Большинство реплик, звучавших из уст фольклорного персонажа, были придуманы им самим. Милляр был известным острословом. Хотя себя он предпочитал называть «Стариком Похабычем» — любил артист крепкое словцо. Милляр переиграл массу комичных персонажей, но сам в душе мечтал о серьезной, драматической роли. Увы. Он и звание получил незадолго до своей кончины. Но Георгий Францевич и этому не придавал никакого значения. Его больше радовала любовь зрителей, особенно детей. Своих, к сожалению, у Милляра не было. Незадолго до его кончины ему позвонили и попросили выступить перед детьми. Милляр отнесся к встрече с самыми непредвзятыми зрителями со всей серьезностью, даже подготовил собственноручные рисунки для каждого из 850 (!) юных зрителей. Но в назначенный день артисту никто не перезвонил, не прислал за ним машину. О нем просто-напросто позабыли...

    Тепло ли тебе, девица?

    Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

    «Морозко» — сказка, конечно, добрая. Но если копнуть глубоко, в славянскую мифологию, то можно сильно удивиться. Морозко — он же Мороз, он же Студенец, он же Карачун, он же Зюзя — был злобным старикашкой, которого очень боялись славянские народы. Чтобы он не сильно лютовал, для него пекли блины и варили кутью. Блины — чтобы не обижал живых, кутью — мертвых. Если съедобные дары не помогали, и лютые морозы не отступали, славяне прибегали к более радикальному, но, по их мнению, наиболее действенному методу. Выбирали самую красивую девственницу, отвозили в лес, раздевали и привязывали к дереву. Так что, не исключено, что мачеха планировала совместить приятное с полезным: и от надоевшей падчерицы избавиться, и перестать мерзнуть. Мачеха не учла только того, что на роль Морозко режиссер выбрал добрейшего Александра Хвылю.

    Александр Хвыля,

    актер

    Вряд ли шведский инженер Леопольд Брессем мог предположить, что его сыну Александру суждено стать самым главным Дедом Морозом страны. И этому факту поспособствует именно роль Морозко в одноименном фильме. Вести кремлевскую елку доверяли только самым фактурным и значимым артистам. Александр Леопольдович был утвержден безоговорочно, настолько его образ полюбился не только зрителям, но и партийным функционерам. Правда, актер себя считал слишком старым для всяких технических новинок, в результате чего постоянно случались казусы. Один из таких, когда артист позабыл отключить рацию и на весь Кремль начал поносить свой новогодний образ. До более серьезных обвинений не дошло, во всяком случае, вслух. Звукорежиссеры достаточно оперативно отыскали актера и отключили звук. Не трудно представить, что могло бы стать с Хвылей (такую фамилию он вынужден был взять в период украинизации), если бы он и дальше продолжал свою «пламенную» речь. Но детям это было невдомек. Они обожали как экранного Деда, так и того, кого доводилось видеть в период новогодних каникул. А песня «В лесу родилась елочка» в исполнении Александра Леопольдовича, безусловно, сделала ее еще более популярной и всенародно любимой.

    Прошло 55 лет, но до сих пор диву даешься, как могли воплощать чудеса создатели картины без всяких навороченных спецэффектов, но так, что все выглядело настоящим. Безусловно, Александр Роу и его команда значительно опережали свое время. Они так стремились сказку сделать былью, что спустя время знаменитый Стивен Спилберг признал, что «именно «Морозко» стал предтечей многих кинофильмов «фабрики грез».

    Актуальные