Гид06.01.2019 09:00

    Колядовать, щедровать и посевать: история рождественских традиций

    Плиева Анастасия
    Плиева АнастасияСторителлер
    Униан
    Униан

    Наши предки очень чтили традиции, заложенные еще издревна. На Святки ходили колядовать, щедровать и посевать. Но делали они это только в определенные дни, строго соблюдая правила

    Колядовать — в Сочельник (6 января)

    В канун Рождества, с появлением первой звезды, ребятишки и не состоящие в браке парни и девушки могут идти колядовать. Обязательное условие — колядников должно быть как минимум трое. Самый голосистый из них — Звездарь. Неся в руках восьмиконечную звезду и запевая колядки, он возглавляет шествие. Вторым в праздничной процессии идет Звонарь. Его задача — бить в большой колокол и оповещать хозяев домов о приближении колядующих. Самый сильный — Мехоноша. Его миссия собирать дары, которыми угощают щедрые хозяева. Но они не дадут их ему в руки. Потому Мехоноша должен подставлять большой мешок, сшитый из яркой ткани, и с вышитыми солнцем, месяцем и звездами. Эти символы обозначают переход от зимы к лету.

    Интересен тот факт, что колядки не всегда были рождественскими песнями.

    Униан
    Униан

    Традиция колядовать появилась задолго до появления в Украине христианства.

    Само название «колядки» произошло от языческого праздника — Коляды — зимнего солнцеворота и существа из мифологии древних славян. Наши предки праздновали Коляду 21-22 декабря. Именно в этот день Солнце переходит от зимы к лету, тогда начинается новый астрономический год.

    После Крещения Руси в Х веке, пытаясь искоренить языческий праздник, христианские священники перенесли дату празднования Коляды на рождественский Сочельник, а в традиционных песнях-колядках заменили некоторые слова. Например, в известной колядке «Добрий вечір тобі, пане господарю» слова «Радуйся, ой радуйся, земле, рік новий народився» — сменили на «Радуйся, ой радуйся земле, Син Божий народився».

    Изменения претерпели и многие другие обряды наших предков. Солнце, непременный атрибут ряженых, как символ Нового года, заменили на Вифлеемскую звезду. Сноп или соломенную куклу, которые колядующие заносили в дома, сменил рождественский вертеп. Ряженые перестали надевать и маски козы, коровы и лошади, символизирующие плодородие и богатство. А на смену им пришли рождественские персонажи — волхвы, цари, пастухи, Ирод и т. д.

    Кстати, традиция строить вертеп тоже заимствованная. Она пришла к нам из католической Европы. Первыми в XVII столетии устраивать кукольные представления в вертепе стали в правобережной Украине. Тогда она находилась во власти Речи Посполитой и Австро-Венгерской империи. Вертеп строился учениками воскресных школ, они ходили с ним по домам, распевая церковные песнопения.

    В награду за пожелания добра и богатства колядующим давали еду или деньги.

    Деньги отдавались на церковные нужды, а еду ряженые разделяли между собой или раздавали бедным односельчанам.

    Участие церкви в подготовке вертепа сказалось и на текстах колядок. Именно тогда обращение к славянским богам стали вытесняться церковными песнопениями. В них начали рассказывать историю рождения Иисуса, воспевать Деву Марию и Иосифа. Но, как и прежде, заканчивалась рождественская песня всегда словами, благословляющими наступающий год и пожеланиями добра, радости и благополучия.

    Самыми старыми и распространенными считаются колядки «Небо і земля нині торжествують», «Дивная новина», «Нова радість стала, яка не бувала» и «Бог предвічний народився».

    Щедровать — на Маланку (13 января)

    Название рождественского развлечения «щедрование» пошло от пожеланий, которые принято произносить в этот день. Все желают, чтобы наступающий год был щедрым.

    Униан
    Униан

    По традиции, когда стемнеет, семья должна сесть за стол, главное блюдо которого — щедрая кутья

    Щедрой она называется потому, что в нее, в отличие от кутьи, которую готовят в Рождественский пост, добавляли много сала и мяса. И чем жирнее и вкуснее получится главное блюдо стола, тем богаче обещает выдаться год. По старинным традициям, кроме кутьи, на щедром столе должны стоять и другие блюда — чем больше их будет, тем лучше. По поверьям наших предков, самым благополучным будет дом, в котором на столе в этот день будет запеченный поросенок. Но если такового нет, то подходят колбаса, жаркое, голубцы, блины, вареники и т. д. Принцип таков: чем богаче будут блюда на праздничном столе, тем больше денег в следующем году придет в этот дом.

    Когда семейный ужин закончится, можно идти щедровать.

    Щедровать ходят девочки и незамужние девушки. Они могут взять с собой одного холостяка, но его нужно нарядить в женское платье.

    Он будет Маланкой (праздник этой святой отмечается как раз 13 января). Щедровальницы по традиции носят с собой щедрую кутью. Перед тем, как зайти в дом, у хозяев нужно спросить разрешения. Если те не против, щедровальницы угощают их кутьей под слова «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье…» и дальше поют щедривки.

    Униан
    Униан

    Ходить по домам можно до полуночи, а после девушки должны разойтись по домам.

    Но спасть ложиться не стоит, ведь, как только пробьет полночь, наступает время гаданий. В отличие от крещенских вечеров, когда все подружки собирались в одном доме и гадали вместе, на Маланку гадать нужно в полном одиночестве.

    Посевать — на старый Новый год (14 января)

    Посевать ходят с самого утра 14 января. Делают это только мужчины. По поверью, чем раньше посевальники зайдут в дом, тем богаче выдастся год. Поэтому первыми всегда ходили засевать к самым близким — крестным родителям, родственникам и соседям.

    Униан
    Униан

    Женщинам в этот день нужно сидеть дома и ни в коем случае не ходить по гостям.

    Потому как считалось, что если первой в дом зайдет женщина, год будет полным горя и бедности. И напротив, если в двери постучится первым мужчина — год выдастся плодородным, благополучным и богатым.

    Обязательный атрибут посевельщиков — мешок с зерном. Причем не важно, будет это пшеница, ячмень, просо или рис. Нельзя было брать с собой лишь горох. Наши предки расценивали его как символ слез.

    Посевальщики заходили в дом, обсыпали зерном хозяев, поздравляли их с Новым годом и желали урожайного лета и богатства. Например: «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю! На Новый год, на новое счастье — уродись пшеничка, горох, чечевичка!» В благодарность, посевальщиков угощали едой и сладостями .

    Униан
    Униан

    А вот деньги посевальщикам не давали. По поверьям, вместе с розданными деньгами уйдет из дома и благополучие.

    Считалось, чем щедрее будет хозяин и чем больше разных вкусностей раздаст, тем благосклоннее к нему окажется наступивший год.

    А чтобы пожелания посевальщиков сбылись, зерно, которым засевали, нельзя было убирать и выметать из дома до самого заката солнца.

    Актуальные