Глянец25.02.2019 18:40

    «Оскар-2019»: строгий, но справедливый

    Бердичевская Марина
    Бердичевская МаринаСторителлер
    Махершала Али и Питер Фаррелли Фото: Matt Sayles / ©A.M.P.A.S.
    Махершала Али и Питер Фаррелли Фото: Matt Sayles / ©A.M.P.A.S.

    Байопик, комедийная драма, историческая комедия, фильм-мюзикл. С нынешней церемонии никто не ушел обиженным

    Академия кинематографических искусств и наук, присуждающая главную кинопремию — «Оскар», как всегда, непредсказуема до последнего момента. И хотя уже не первый год киноакадемиков принято критиковать за их решения, они раз за разом демонстрируют сбалансированность, толерантность, внимание к деталям и разнообразию. Сколько в таких решениях политкорректности и собственно политики, а сколько — справедливой оценки профессионализма актеров, режиссеров и продюсеров, зрителям и кинокритикам остается лишь гадать. Однако премии, розданные 24 февраля в кинотеатре Dolby Theatre в Лос-Анджелесе, не оставили неотмеченной ни одну из значительных киноработ 2018 года.

    Рами Малек, Люси Бойнтон и Реджина Кинг Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Рами Малек, Люси Бойнтон и Реджина Кинг Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Лупита Нионго и Данай Гурира Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Лупита Нионго и Данай Гурира Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Хавьер Бардем Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Хавьер Бардем Фото: Valerie Durant / ©A.M.P.A.S.
    Джулия Робертс Фото: Matt Petit / ©A.M.P.A.S.
    Джулия Робертс Фото: Matt Petit / ©A.M.P.A.S.

    Редкий экземпляр

    Как бы ни пытались предугадать решения Киноакадемии критики и букмекеры, как бы ни ссылались на инсайды и «Золотые глобусы», которые традиционно раздают примерно за два месяца до «Оскара», имена победителей в конвертах становятся неожиданностью для всех. В этом году победу в номинации «Лучший фильм года» прочили и байопику «Богемская рапсодия» — о жизни и карьере Фредди Меркьюри, и черно-белой драме Альфонсо Куарона «Рома» — о жизни обычной семьи в одном из районов Мехико в начале 1970-х годов.

    Махершала Али  Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.
    Махершала Али Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.

    В победу «Зеленой книги» особо не верил никто, даже букмекеры — несмотря на то что картина получила три «Золотых глобуса» и была включена в опубликованный Американским институтом киноискусства список 10 лучших фильмов 2018 года. Тем не менее «Лучшим фильмом» была признана именно эта комедийная биографическая драма, как ее называют в аннотациях. С одной стороны, комедия, снятая Питером Фаррелли, среди самых известных работ которого — «Тупой и еще тупее» и «Все без ума от Мэри». С другой — историческая и биографическая картина, частично основанная на реальных событиях.

    Кадр из фильма Питера Фаррелли «Зеленая книга». 2018 Фото: Universal Studios
    Кадр из фильма Питера Фаррелли «Зеленая книга». 2018 Фото: Universal Studios

    Главный герой «Зеленой книги» — чернокожий джазовый пианист Дон Ширли — существовал в действительности. В начале 1960-х он был звездой Карнеги-холла, а затем решил отправиться в длительный и рискованный концертный тур: из Нью-Йорка через всю страну вплоть до традиционно расистских штатов Глубокого Юга — Алабамы и Южной Каролины. Дону Ширли действительно наняли водителя —вышибалу из ночного клуба, итало-американца Тони-Болтуна. Утонченный аристократичный пианист и болтливый, неотесанный, прожорливый вышибала. В пути эти двое вынуждены пользоваться своебразным путеводителем в зеленой обложке: в нем информация о безопасных местах, где темнокожему можно поесть и переночевать без риска для жизни. Об их долгом путешествии и повествует «Зеленая книга».

    Казалось бы, обычное road movie (кинопутешествие), к тому же в комедийном жанре, да еще и о далеких 1960-х годах, и снова о проблемах сегрегации. Вот только недавно, в 2017 году, прямо во время церемонии статуэтку за «Лучший фильм» забрали у команды, снявшей «Ла-Ла Ленд», и отдали ее «Лунному свету». Многие тогда утверждали, что из соображений политкорректности. И вотопять? Но нет, «Зеленая книга» на самом деле достойна награды, считают критики. «Вы вполне можете быть безразличны к новейшей истории США, никогда не слышать о Доне Ширли, не интересоваться проблемами расизма и считать премию «Оскар» переоцененной. Вам все равно нужно это посмотреть,пишет кинокритик Антон Долин. — «Зеленая книга» Питера Фаррелли — редкий экземпляр. Голливуд такого качества и уровня, о котором за последние 20 лет мы забыли».

    Вигго Мортенсен в фильме Питера Фаррелли «Зеленая книга». 2018 Фото: Universal Studios
    Вигго Мортенсен в фильме Питера Фаррелли «Зеленая книга». 2018 Фото: Universal Studios

    Сыгравший Тони-Болтуна Вигго Мортенсен был номинирован на «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль», но остался без статуэтки. Зато в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» вполне заслуженно награду получил сыгравший Дона Ширли Махершала Али, известный широкому зрителю по роли Рэми Дентона в «Карточном домике».

    Личный шедевр

    Автор одного из лучших фильмов нулевых «И твою маму тоже», а затем нашумевшей «Гравитации», Альфонсо Куарон в прошлом году снял кино, которое наверняка займет почетное место в списке лучших авторских картин. «Рома» уже получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, а Vanity Fair называет картину «личным шедевром» (personal masterpiece) режиссера. Куарон здесь не только сценарист, режиссер и продюсер, но и оператор. Снятая в черно-белом формате автобиографическая сага о жизни в Colonia Roma — районе Мехико — в 70-е годы прошлого века, она посвящена реальной няньке режиссера по имени Клео. Мексиканка с индейскими корнями, она работает в доме, где растут четверо детей. Куарон долго искал исполнительницу этой роли. Ялицу Апарисио, которую Киноакадемия номинировала на «Оскар» за «Лучшую женскую роль», нашли в отдаленной деревне. До этого она никогда не снималась в кино, а в Мехико попала второй раз в жизни.

    Глажка, стирка, драки между детьми, личная история Клео и жестокий разгон студенческой демонстрации в 1971 году, известный как «Резня Тела Христова». Сюжет этой картины вряд ли нужно пересказывать. «Куарон сделал огромный шаг вперед, окончательно отвернувшись от мужчин и создав эпос во славу воспитавших его женщин, — пишет Антон Долин. — Бабушка Тереса, мама София и ее дочь Софи — три поколения нервных, сентиментальных, немного смешных и нелепых хранительниц очага, у которого греются трое сыновей. Рядом с ними, как шаманка и живой оберег этого дома, — Клео, не способная оберечь лишь саму себя». Киноакадемия признала «Рому» «Лучшим фильмом на иностранном языке», а Куарон получил вторую статуэтку как «Лучший режиссер» и третью — за «Лучшую операторскую работу».

    Режиссер Альфонсо Куарон Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
    Режиссер Альфонсо Куарон Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

    Подальше от мелководья

    Особое внимание в преддверии церемонии уделяли картине «Звезда родилась» — первой режиссерской пробе Брэдли Купера. Интересно, что эта история о талантливой певице, прозябающей в безвестности и вдруг встречающей популярного рок-певца, который и выводит ее в люди, —ремейк классического голливудского мюзикла 1937 года, причем не первый, а третий по счету. Во втором ремейке, 1976 года, играли Крис Кристофферсон и Барбра Стрейзанд. В 2011 году за очередную версию мюзикла должен был взяться Клинт Иствуд — он видел в главных ролях Бейонсе и Брэдли Купера. Но тогда Купер отказался играть стареющего и сильно пьющего рокера, а в 2017-м сам взялся за экранизацию, предложив главную роль Леди Гаге.

    Кадр из фильма Брэдли Купера «Звезда родилась». 2018 Фото: © Warner Bros
    Кадр из фильма Брэдли Купера «Звезда родилась». 2018 Фото: © Warner Bros

    Стефани Джерманотта (так зовут Леди Гагу на самом деле) поставила Куперу одно условие: «Поем вживую, никаких озвучек и никаких певцов-дублеров». Потому Брэдли Купер выступил в этом фильме не только режиссером и исполнителем главной роли, но еще и певцом. Романтическая драма действительно выглядит добротной, но все же первой режиссерской пробой, однако сцена с исполнением главной песни фильма — Shallow («Мелководье») — уже стала хитом. А снимали ее на настоящем музыкальном фестивале в Гластонбери с настоящей публикой — другие исполнители уступили Куперу и Гаге четыре минуты на сцене, и они «зажгли».

    «Мы написали эту песню для Элли и Джека, героев фильма, и она особая, — сказала Леди Гага. — Два человека разговаривают о необходимости и стремлении погрузиться на глубину, нырнуть на самое дно и держаться подальше от мелководья». «Брэдли Купера номинировали на премию за «Лучшую мужскую роль», а Леди Гагу, для которой это первый опыт работы в полнометражном художественном кино, — за «Лучшую женскую», однако статуэтку получила «Лучшая песня к фильму». «Спасибо, Брэдли, кто бы еще смог спеть со мной», — сказала Леди Гага на церемонии награждения.

    Леди Гага Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
    Леди Гага Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

    Никто не ушел обиженным?

    Байопик «Богемская рапсодия» о жизни и карьере легенды рок-музыки Фредди Меркьюри критики восприняли неоднозначно, ругая его как за излишнюю аккуратность и уход от болезненных тем, так и за выбор на главную роль 37-летнего сериального актера Рами Малека. Однако многие прочили картине победу в номинации «Лучший фильм», тем более что она получила «Золотой глобус». Но Киноакадемия решила иначе: Малек получил «Оскара» как «Лучший актер», а «Богемская рапсодия» унесла еще три статуэтки — за «Лучший монтаж», «Лучший звук» и «Лучший звуковой монтаж».

    Рами Малек Фото: John Farrell / ©A.M.P.A.S.
    Рами Малек Фото: John Farrell / ©A.M.P.A.S.

    Кристиан Бейл, который для роли Дика Чейни, признанного самым влиятельным вице-президентом в истории США, кардинально изменил внешность, превратившись из секс-символа в немолодого и обрюзгшего бюрократа, не получил статуэтки за «Лучшую мужскую роль». Фильм «Власть» (Vice, в буквальном переводе — «Вице») был номинирован на «Оскар» в восьми категориях, включая «Лучший фильм». Но получил награду только за «Лучший грим и прически».

    Много говорили и о фильме «Фаворитка» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса — о жизни при дворе британской королевы Анны в начале XVIII века. Картина примечательна блистательной игрой трех актрис — Рэйчел Вайс, Эммы Стоун и 45-летней Оливии Колман, известной любителям по роли в драме «Тираннозавр», за которую она получила рекордное количество наград разных кинофестивалей.

    Оливия Колман Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.
    Оливия Колман Фото: Mike Baker / ©A.M.P.A.S.

    И хотя Лантимос не получил награды как «Лучший режиссер», премия за «Лучшую женскую роль» отошла исполнительнице роли королевы Анны Оливии Колман. Это первый в ее карьере «Оскар».

    Незаслуженно без наград осталась драма польского и британского режиссера Павла Павликовского «Холодная война», номинированная на «Оскар» в категориях «Лучший фильм на иностранном языке», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая операторская работа».

    Time назвал картину «потрясающей, невероятно крутой историей любви», а в Каннах Павликовский получил награду за «Лучшую режиссуру». И потому «Холодную войну» наверняка стоит смотреть. Радует, что в этом году на суд Киноакадемии было представлено столько по-настоящему талантливых фильмов, что на всех статуэток не хватило.

    Кадр из фильма Павла Павликовского «Холодная война». 2018 Фото: Film4 Productions[
    Кадр из фильма Павла Павликовского «Холодная война». 2018 Фото: Film4 Productions[

    СПРАВКА

    Букмекеры могут ошибаться

    Если ставку на «Рому» в букмекерских конторах принимали с коэффициентом 1,72 (более 50% вероятности победы), на «Богемскую рапсодию» — 2,2, то «Зеленая книга» шла с коэффициентом 3,65 (шансы чуть более 20%).

    Угадали со ставками на номинацию «Лучшая режиссерская работа» — победу прочили Альфонсо Куарону, режиссеру «Ромы», с коэффициентом 1,09. Не ошиблись также со ставками в номинации «Лучшая мужская роль» — на исполнителя роли Фредди Меркьюри в «Богемской рапсодии» Рами Малека ставки принимали с коэффициентом 1,13. А вот в победу Кристиана Бейла, сыгравшего Дика Чейни в драме «Власть», верили мало — его коэффициент составлял 9,3.

    Леди Гага и Глен Клоуз Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.
    Леди Гага и Глен Клоуз Фото: Richard Harbaugh / ©A.M.P.A.S.

    Снова ошиблись с прогнозом на победу в номинации «Лучшая женская роль»: в конторах ставили на Гленн Клоуз (1,15) — за роль в фильме Бьерна Рунге «Жена». А в победу Оливии Колман, которая в итоге и получила статуэтку за роль королевы Анны в «Фаворитке», верили намного меньше (8,2).

    Победу Махершалы Али в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» за роль Дона Ширли в «Зеленой книге» букмекеры угадали. Именно на него ставки принимались с коэффициентом 1,1.

    Актуальные