Гид27.03.2019 10:00

    После химчистки без перечистки

    Плиева Анастасия
    Плиева АнастасияСторителлер

    Весна уверенно вступает в свои права. Пуховики и шубы отправились в шкафы или в химчистку. Ведь если почистить вещь весной, вероятность того, что застарелые пятна выведутся, значительно выше. Кроме того, с приходом осени не придется хвататься за голову с мыслью, что нечего надеть

    Но часто случается так, что, сдав в химчистку вещь с небольшим пятнышком или для того чтобы просто освежить, получаешь либо непочищенную, либо испорченную .

    «Как только потеплело, я сдала свой пуховик в химчистку, —рассказывает Анна Палехина. — Когда пришла его забирать, увидела, что не только пятна на воротнике от тонального крема выведены не до конца, но и первоначальный светло-бежевый цвет стал каким-то грязно-серым. В химчистке, сославшись на плохое качество материала, мне отказались перечищать куртку, а так как времени разбираться и желания ругаться у меня не было, я забрала пуховик таким, какой он был, и вряд ли надену его в следующем году».

    При этом, по словам Анны, и куртка была не из дешевых, и за химчистку она заплатила немалые деньги.

    Shutterstock
    Shutterstock

    Средняя цена услуг химчистки в Киеве весной 2019 года:

    свитера — от 180 грн;

    кожаная куртка — от 550 грн;

    шарф (шапка) — от 70 грн;

    пальто — от 380 грн;

    куртка на пуху — от 300 грн;

    комбинезон лыжный — от 150 грн;

    полушубок из искусственного меха — от 300 грн;

    дубленка (короткая) — от 800 грн;

    угги — от 650 грн;

    полушубок из натурального меха — от 900 грн.

    Историй, когда в химчистке возвращают вещи испорченными, — масса. То пальто сделало усадку на два размера, то дубленка стала «дубовой», то лыжный костюм из синего превратился в зеленый. Но специалисты утверждают: если бороться за свои права, можно если не вернуть испорченной вещи первоначальный вид, то хотя бы получить за нее денежную компенсацию.

    Наталья Дьячкова

    Директор юридической компании «Скарга»

    «Если чистка была некачественной (на вещах остались пятна), вы всегда можете требовать перечистки, но уже за счет химчистки, — рассказывает Наталья Дьячкова, директор юридической компании «Скарга», специализирующейся на вопросах защиты прав потребителей. — Если же изделие испортили или вообще потеряли, вы имеете право на компенсацию как стоимости самой вещи, так и денег, потраченных на оплату химчистки. Также следует знать: если химчистка задерживает выдачу вашей вещи, то вы вправе требовать компенсацию в размере 3% от суммы, которую вы заплатили за химчистку, за каждый день просрочки».

    Как защитить себя от некачественной химчистки?

    Чтобы быть уверенным в надежности компании, придя в химчистку, первым делом в уголке потребителя найдите подробную информацию

    Shutterstock
    Shutterstock

    Информацию о полном наименовании компании, ее адрес, номер телефона и режим работы;

    перечень услуг, которые предоставляются;

    правила обслуживания клиентов;

    выдержку из Закона Украины «О защите прав потребителей»;

    перечень нормативно-технических документов, требованиям которых должны соответствовать услуги;

    гарантийные обязательства исполнителя услуг.

    «Если указанная информация отсутствует, вряд ли стоит доверять свои вещи такой химчистке», — советует Наталья Дьячкова.

    Запишите или сфотографируйте данные о сособственнике компании-исполнителя

    Например, ФЛП Иванов Иван Иванович и адрес, или ООО/ПП/ «Десна», код ЕГРПОУ, юридический адрес. Эта информация понадобится, если вы решите в будущем юридически бороться с недобросовестной химчисткой.

    Обратите внимание на то, как сотрудник химчистки принимает вещи

    Shutterstock
    Shutterstock
    Юрий Мацюк/TVi
    Юрий Мацюк/TVi

    Он обязан посмотреть вещь и предупредить о возможных последствиях обработки. Хороший специалист на глаз определит некачественный материал или несовместимость ярлычков и самого материала (например, на вещах-подделках)

    «От таких вещей мастер может отказаться, — предупреждает юрист. — Но если он все-таки принял их, то будет обязан нести ответственность за свою работу».

    Квитанция — это единственный документ, который будет служить доказательством в вашу пользу, поэтому отнеситесь к ее заполнению очень внимательно

    «Требуйте, чтобы там было точно описано состояние вещи, сколько на ней пятен, пуговиц, есть ли дополнительные аксессуары и т. д.», — рекомендует Наталья Дьячкова.

    Проверьте пункт «износ вещи»

    Тут сотрудники химчистки часто хитрят и указывают значительно завышенную степень износа, чтобы в случае претензии вернуть недовольному клиенту «копейки». Всего есть четыре степени износа — 10%, 30%, 50% и 75%.

    10% — изделия, которые не использовались;

    30% — малоношеные изделия с незначительным загрязнением;

    50% — ношеные изделия, ранее стиранные и перекрашенные.

    75% — очень загрязненные вещи, которые раньше чистились и стирались. На них могут быть повреждения от моли, пятна, которые изменили цвет и пр.

    Shutterstock
    Shutterstock

    Указывайте реальную стоимость вещи

    «Желая сэкономить на химчистке или идя на поводу у недобросовестных сотрудников, клиенты осознанно соглашаются на заниженную стоимость вещи. Они указывают, например, что костюм стоимостью несколько тысяч гривен стоит 300–500 грн, — говорит Наталья Дьячкова. — А потом, с учетом степени износа указанного при приеме костюма (10%, 30%, 50% и т. д.), получают соответствующую компенсацию в размере 10/30/50% от указанных 300–500 грн».

    Обратите внимание, чтобы в квитанции была точно указана дата возврата вещи

    Это даст вам возможность требовать выплату пени, если химчистка вовремя не проведет чистку вещи.

    Когда забираете вещь, проверьте ее на чистоту, запах и усадку

    Изделия после химчистки должны отвечать требованиям ДСТУ 201-03-961. Это значит, что они должны быть чистыми и без пятен, от них не должно пахнуть препаратами для чистки, и они обязаны сохранить первоначальную форму.

    Shutterstock
    Shutterstock

    Как получить компенсацию за испорченную вещь?

    Когда вы забираете вещь, осмотрите ее в присутствии сотрудника химчистки. В случае обнаружения недостатков сразу же требуйте составления акта дефектовки. Составляется он в произвольной форме. Единственное условие: в обращении должны быть указаны ваше ФИО, место проживания, обозначена суть проблемы и предложения решения данного вопроса.

    Акт дефектовки составляется в двух экземплярах и подписывается обеими сторонами. Если сотрудник химчистки отказывается его подписать, то отправьте документ по почте на юридический адрес компании-исполнителя. Письмо обязательно должно быть с уведомлением о вручении.

    Что можно потребовать?

    Согласно ч. 3 ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», если вы обнаружили на вещи дефекты, можете потребовать бесплатную перечистку, скидку с учетом оставшихся загрязнений, замену испорченной вещи на аналогичную по стоимости и материалу, а также компенсировать средства, потраченные на самостоятельное устранение оставшихся пятен.

    «Эти требования лучше предъявить сразу же, как только вы заметили дефекты во время приема вещей в присутствии приемщика, — предупреждает юрист. — Но если вы их сразу не увидели, у вас тоже есть шанс потребовать либо перечистки, либо денежной компенсации. Сделать это можно на протяжении гарантийного срока, который указан в квитанции».

    Shutterstock
    Shutterstock

    Обычно химчистки прописывают минимальный гарантийный срок (пять или десять дней). Но если он не указан вовсе, это не означает, что его нет. В этом случае он равняется двум годам с момента получения вами вещи

    Выплатить компенсацию за испорченную вещь, согласно ч. 9 ст. 10 Закона Украины «О защите прав потребителей», химчистка будет обязана в течение месяца после получения от вас заявления-претензии.

    Социальные сети вместо судебных тяжб

    Но сотрудники химчистки уверяют: возместить стоимость испорченной вещи гораздо проще, привлекая внимание через отзывы, чем при помощи суда. «Очень результативно, когда жалобы на испорченную вещь оставляют на сайте компании или в соответствующем разделе так называемых отзовиков. Сделать это можно и через социальные сети, тегнув вашу химчистку, — делится секретом Наталья Одвинчук. — Сегодня химчистки, особенно крупных сетей, очень дорожат своей репутацией, поэтому им проще перечистить вещь или вернуть за нее деньги, чем получить негативный отзыв и стать участником скандала».

    Актуальные