Герой26.11.2018 16:30

    Последнее танго Бернардо Бертолуччи

    Шахвердиева Наталия
    Шахвердиева НаталияСторителлер
    AFP/EAST NEWS
    AFP/EAST NEWS

    На 78-м году жизни скончался выдающийся итальянский кинорежиссер

    Секс, наркотики, коммунизм

    У режиссера в жизни было две страсти: эротика и…коммунизм. Его становление, как личности, пришлось на 60-е, когда царили свободомыслие и полная раскрепощенность в отношениях.

    «Это было волшебное время, в одном плавильном котле варились политика, кино, джаз, рок-н-ролл, секс, философия, наркотики... Я жадно поглощал все это, состояние передозировки было постоянным и типичным», – откровенничал с журналистами сам режиссер.

    Охлаждение к коммунистическим идеям наступило у Бертолуччи достаточно быстро, после того, как в 1978 году леворадикальной группировкой «Красные бригады», был похищен и убит через два месяца премьер-министр Италии Альдо Моро. Но осталась эротика.

    Практически во всех своих фильмах режиссер показывал психологический портрет человека через его сексуальность. Порой истории и экранные действия были столь откровенны, что их считали порнографическими и запрещали к показу. Как в случае с «Последним танго в Париже». После выхода фильма Марлон Брандо лет на 15 перестал общаться с режиссером. Причиной тому был обман режиссера, который уверял артистов, что все сцены будут сняты очень корректно, что ему важно показать внутренний мир героев. Увиденное на экране, повергло в шок не только зрителей, но и самих исполнителей главных ролей. Уж слишком внутренним был показан мир. Но если Брандон получил за «Последнее танго в Париже» очередную, седьмую (и последнюю в своей карьере) номинацию на «Оскар», то карьера Марии Шнайдер была полностью разрушена. Режиссеры в дальнейшем хотели видеть ее исключительно в роли соблазнительных француженок, чему противилась сама актриса. Не в силах справиться с эротическим клише, Мария стала злоупотреблять наркотиками и алкоголем. Что совершенно не способствовало ее продвижению по карьерной лестнице. Сам же Бертолуччи не скрывал, что в основу сюжета легли его собственные эротические фантазии, а также картины Фрэнсиса Бэкона.

    «После успеха у меня часто наступает период душевной агонии»

    Создав подряд два шедевра, вошедшие во все киноэнциклопедии мира и «золотой фонд» мирового кинематографа – «Последнее танго в Париже» и «ХХ век» - и последовавшее разочарование в коммунистических идеях, вынудили режиссера на некоторое время покинуть Италию. Как и многие выдающиеся режиссеры-соотечественники, Бертолуччи обосновался в Голливуде. «Фабрика грез» приняла мэтра с распростёртыми объятиями. На тот момент он был не только номинантом на «Оскар», но и соавтором сценария «Однажды на Диком Западе». Ремейк знаменитого спагетти-вестерна снятого в 1969 году Серджо Леоне.

    AP/Associated Press/East News
    AP/Associated Press/East News

    Бертолуччи, нащупав слабость американцев к байопикам, берется за «Последнего императора». Фильм, основанный на мемуарах последнего китайского императора Пу И. Эта эпическая драма, была единодушна принята, как зрителями, так и критиками. И оценена киноакадемиками в девять заветных статуэток, две из которых достались лично Бертолуччи: за лучшую режиссуру и адаптацию сценария.

    AP/East News
    AP/East News

    Из коммунистов в буддисты

    После Китая настала очередь Индии. Режиссер замахнулся на духовного лидера всех буддистов – Шакьямуни. Консультантами фильма были настоящие буддийские лидеры, может потому «Маленький Будда» получился весьма достоверным. Хотя критики не очень охотно приняли Киану Ривза в роли Сиддхартха (так звали основоположника буддизма до его «прозрения»), у зрителей была иная точка зрения. Поклонники артиста справедливо считают работу Бертолуччи, одной из лучших в фильмографии актера. «Маленьким Буддой» режиссер закрыл навсегда для себя тему востока, так и оставшись, по его собственному признанию «скептическим буддистом-любителем».

    Назад в прошлое

    После длительного перерыва Бернардо Бертолуччи возвращается в Италию и работает над темами, которые ему всегда были близки: инцест, триолизм, гомосекусальность. Последняя, вероятнее всего, дань своему учителю Пьеру Паоло Пазолини, которому юный Бернардо ассистировал на заре своей карьеры. «Ускользающая красота», «Мечтатели», «Я и ты» - не разочаровали поклонников. Режиссер, несмотря на преклонный возраст, доказал, что его эротические фантазии неиссякаемы. Увы, подводило здоровье. Перенеся ряд тяжелых операций на позвоночнике, режиссер был прикован к инвалидному креслу.

    В 2011 году Каннский фестиваль открылся с вручения почетной «Золотой пальмовой ветви» Бертолуччи за вклад в мировой кинематограф. Эта награда его скорее расстроила, чем порадовала: «Мне бы больше хотелось получить награду за очередной фильм».

    Увы, очередного фильма не будет. Сегодня в Риме главный «мечтатель» итальянского кино ушел «под покровы небес».

    Актуальные