Мнение12.01.2019 10:30

    Тайна и слезы Шарля Перро

    Багиян Наталия
    Багиян НаталияСторителлер
    Album / Prisma/EAST NEWS
    Album / Prisma/EAST NEWS

    Он не собирался писать сказки для детей. Да, собственно, и сами сказки писать не собирался. Но именно они сделали Шарля Перро, родившегося 12 января 1628 года, самым знаменитым французским сказочником

    В те времена при французском дворе сказки считались моветоном. Дамы и кавалеры отдавали предпочтение рыцарским романам или памфлетам на дворянскую жизнь, а сказки были уделом простолюдинов. Так что Шарлю вполне хватало написаний од и прочих панегириков в адрес Людовика XIV. Однако будущий сказочник не имел аристократических званий, хоть и происходил из богатой семьи. Поэтому, когда после смерти своего покровителя — могущественного министра финансов Жана-Батиста Кольбера — Шарль Перро впал в немилость Людовику, ему позарез было необходимо восстановить утраченное доверие солнцеподобного. А он, надо сказать, был большим докой в дворцовых раскладах и знал, как нужно действовать.

    Портрет Людовика XIV с семьей художника Николя де Ларжийера. 1710 
Фото: wikimedia.org
    Портрет Людовика XIV с семьей художника Николя де Ларжийера. 1710 Фото: wikimedia.org

    Портрет Шарля Перро художника Филиппа Лаллемана. 1672
Фото: wikimedia.org
    Портрет Шарля Перро художника Филиппа Лаллемана. 1672 Фото: wikimedia.org
    Портрет Жана-Батиста Кольбера художника Клода Лефевра. 1666
Фото: EAST NEWS
    Портрет Жана-Батиста Кольбера художника Клода Лефевра. 1666 Фото: EAST NEWS

    Дама и король

    Заметив, что любимая племянница Людовика, мадемуазель Елизавета-Шарлотта Орлеанская, томно вздыхает по его сыну Пьеру, писатель и хитрый дипломат решил поправить свое положение именно с этой стороны. Племяннице была презентована книга «Сказок матушки Гусыни», подписанная Пьером Перро д’Арманкуром, хотя и написанная его отцом. Расчет папаши-плута оказался верным: девочка оказалась в восторге от презента и упросила дядю даровать королевские милости своему поклоннику.

    Портрет Елизаветы-Шарлотты Орлеанской
 художника Пьера Гобера. 1698
Фото: © Sotheby's / akg-images/EAST NEWS
    Портрет Елизаветы-Шарлотты Орлеанской художника Пьера Гобера. 1698 Фото: © Sotheby's / akg-images/EAST NEWS
    Рукописное издание сборника 
«Сказки матушки Гусыни». 1695
Фото: The Morgan Library & Museum
    Рукописное издание сборника «Сказки матушки Гусыни». 1695 Фото: The Morgan Library & Museum

    Отказать любимице Король-Солнце не мог. К тому же он и сам был огромным почитателем людей творческих. И приветствовал любые культурные новаторства. Ну, а следом за правителем и придворные в один голос стали выражать восторг тому жанру, который еще вчера считали недостойным их голубой крови.

    Сказки и быль

    Единственный, кто был не рад новомодному течению, — кардинал Ришелье. В «Красной Шапочке» он усмотрел прямой намек на свою святейшую персону. К тому же в первой версии сказки Шапочку с бабушкой никто не спас, и они благополучно переварились в желудке волка. Кардинал был обижен этим фактом. Чтобы не ставить под новый удар свою семью, автор быстренько переписал концовку, а также добавил, что:

    «Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, — Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!»

    Иллюстрация Уолтера Крейна к сказке «Красная Шапочка». 1875
Фото: EAST NEWS
    Иллюстрация Уолтера Крейна к сказке «Красная Шапочка». 1875 Фото: EAST NEWS
    Иллюстрация Артура Рэкэма к сказке 
«Красная Шапочка». 1902
Фото: wikipedia.org
    Иллюстрация Артура Рэкэма к сказке «Красная Шапочка». 1902 Фото: wikipedia.org

    Никакого намека на религию, зато черным по белому предостережение для слишком доверчивых, неопытных юных особ.

    Остальные сказки также содержат прямые отсылы к тем или иным жизненным ситуациям. «Кота в сапогах» в наши дни можно было бы назвать пиарщиком. Он ловко и умело выстраивает имидж своему незадачливому хозяину (кстати, названного Пьером в честь младшего любимого сына писателя). Где хитростью, где взятками, где с помощью грамотной стратегии выводит своего протеже в знатные вельможи и благополучно роднит с королевской семьей.

    Коль мельников сынок с отменной быстротою, Пленясь девицей не простою, Смог сердце гордое ее завоевать, — Понятно всем: богатством, красотою И молодостью золотою Любовь ответную легко наколдовать.

    Генри Мейнелл Рим. «Спящая красавица». 1899
Фото: wikimedia.org
    Генри Мейнелл Рим. «Спящая красавица». 1899 Фото: wikimedia.org

    Со «Спящей красавицей» еще проще. В этой сказке дядюшка Шарль советует барышням не спешить с замужеством. Каждая в состоянии дождаться своего принца. Пусть даже и через сто лет. Зато гарантированно будет жить с ним долго и счастливо.

    Немножко обождать, чтоб подвернулся муж,  Красавец и богач к тому ж,  Вполне возможно и понятно.  Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать  Для дам настолько неприятно,  Что ни одна не сможет спать.  Пожалуй, выведем второе поученье:  Нередко звенья уз, что вяжет Гименей,  Пока разрознены, и слаще, и нежней,  Так обождать — удача, не мученье.  Но нежный пол с таким огнем  Твердит свой символ веры брачной,  Что сеять ад сомнений в нем  У нас не хватит злости мрачной.

    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Мальчик с пальчик»
Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Мальчик с пальчик» Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Золушка»
Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Золушка» Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Кот в сапогах»
Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Кот в сапогах» Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Спящая красавица»
Фото: East News
    Иллюстрация Фeликса Лорью к сказке «Спящая красавица» Фото: East News

    А ситуация с «Мальчиком с пальчик» была не в диковинку во Франции XVII века. Простолюдины, измученные недостатком пищи и многочисленным потомством, нередко уводили своих детей далеко в лес и бросали в чаще. А там уж кому как повезет: выживет — не выживет.

    Но у одного из сказочных персонажей был реальный прототип. Маршал Франции, герой Столетней войны, соратник Жанны д’Арк, один из самых богатых и образованных людей королевства Жиль де Рэ, стал главным персонажем сказки «Синяя борода».

    Иллюстрация Уолтера Крейна к сказке «Синяя борода». 1914
Фото: wikipedia.org
    Иллюстрация Уолтера Крейна к сказке «Синяя борода». 1914 Фото: wikipedia.org

    В действительности с женоубийцей барон не имел ничего общего. Он и женат-то был всего раз. Причем весьма недолго. Супруги, как принято говорить, «не сошлись характерами», и Екатерина де Труар благополучно вернулась в отчий дом. Забрав, между прочим, обратно свое приданое. Барон так больше и не женился. Поговаривали, что он был влюблен в будущую народную героиню Франции — Орлеанскую деву. И всю жизнь винил себя за то, что не сумел ее спасти от костра инквизиции. Впрочем, самого Жиля ждала та же участь. Его увлечение науками, в частности, алхимией не давало покоя многим. Говорят, даже самому королю, которого барон превосходил в богатстве. Зависть — страшная штука. А в те далекие времена одурачить простой народ, чтобы тот поднял гнев против своего сюзерена, ничего не стоило. Достаточно было пустить слух о том, что господин продал душу дьяволу и питается кровью младенцев. По «случайному» стечению обстоятельств судьями выступили главные кредиторы барона, которые и вынесли ему смертный приговор. Причем же тут Синяя борода, спросите вы? По отзывам современников, кожа Жиля де Рэ после бритья давала синеватый оттенок. Отсюда и прозвище злодея одноименной сказки.

    Памятник Шарлю Перро в парижском Саду Тюильри 
Фото: © Сhristophe Сlosier/flickr.com/photos/krisstof
    Памятник Шарлю Перро в парижском Саду Тюильри Фото: © Сhristophe Сlosier/flickr.com/photos/krisstof

    Из тюрьмы — на поле брани

    Но сказочные ситуации далеко не всегда применимы к жизненным. И Шарль Перро доказал это на примере собственного сына. Да, Пьеру действительно были дарованы королевские милости, в том числе и вожделенный отцом аристократический титул. Только вот роковое стечение обстоятельств не позволило Пьеру Перро воспользоваться ими сполна. На дуэли им был убит сын плотника. Как это ни парадоксально, но дуэль с простолюдинами была уголовно наказуема. В отличие от дуэлей с равными по статусу себе. Пьер угодил в тюрьму. От казни его спасли только папины деньги. Шарль просто-напросто откупил своего отпрыска, выплатив хорошие отступные матери незадачливого дуэлянта. Дабы направить запал юноши на благо страны, папа отправил его в действующую армию. В первом же бою Пьер был убит… Отец, сраженный горем, пережил своего любимца всего на четыре года.

    О том, что именно Шарль, а не Пьер, был предтечей всех знаменитых писателей-сказочников, стало известно только после его смерти.

    Актуальные