ГеройГлянец29.03.2019 10:00

    Тамара Яценко: «Мне приятно, когда говорят, что в каждом образе я другая. Пусть даже комедийная, но другая...»

    Ткаченко Марина
    Ткаченко МаринаСторителлер
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi

    Она любит шляпы и кошек, с легкостью управляет мотоциклом и умеет играть на скрипке. Талантов у этой женщины много. Но главный из них, конечно же, актерский

    Тамара Яценко популярная украинская актриса театра и кино. Всенародной любимицей стала с тех пор, как в спектакле «За двумя зайцами» исполнила роль легендарной Прони Прокоповны.  

    Как скромной девушке из села Горенка удалось стать знаменитой? Что чувствует актриса, погружаясь в образы драматические, где юмор тонок, а смысл глубок? TVi.UA встретился с примой Молодого театра. То, что рассказала народная артистка Украины, многих удивит.

    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi

     Творческие способности от кого унаследовали?

    — Мой папа был музыкантом местного значения — гармонистом. У кого свадьба, проводы в армию, крестины — все отца звали. И я с ним ходила. Родители думали, что из меня тоже музыкант получится. В школу музыкальную я сама попросила меня записать. Хотела на пианино играть. Но такой инструмент, сами понимаете, нам сложно было купить. Выбрала я тогда аккордеон. Но набор закончился. Пришлось на скрипку записаться. Конечно же, надоедала всем своей игрой. Особенно брату старшему. 

    Он брал меня за шкирку и выводил в сарай. «Там играй! Как раз для свиней твоя музыка и подойдет», — говорил он мне. Сейчас понимаю, что выдержать мои «тара-тара-тара-тара...» было невозможно!.. (Смеется.)

    Тамара Яценко —школьница

    Фото из личного архива

     А кто вас первый раз назвал артисткой?

    — Артисткой меня называли с детства. (Улыбается.) Мы с тетей моей, которая всего на год старше была, в санки дрова набирали и разыгрывали сценку из Некрасова: «...Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо. Отец, слышишь, рубит, а я отвожу». Спектакли разные ставили и во время семейных застолий показывали. Все аплодировали. (Улыбается.)

     Почему вас не приняли в Киевский театральный институт?  

    Я не котировалась! Меня педагоги не замечали! Тур проходила и все. При оперетте была театральная студия. Туда меня тоже не взяли. Позже приняли в студию при Театре им. Ивана Франко. Но там целая история была. Студентка одна оставила учебу... Место освободилось, вот меня и взяли. Спасибо педагогу Полине Нятко. Я на ее курсе училась.  

    Тамара Яценко
    Тамара Яценко
    Полина Нятко в фильме «Сашко». 1958
    Полина Нятко в фильме «Сашко». 1958

    А в Хмельницкий театр почему вас не взяли?

    — Я туда распределение получила. Но как сказал главный режиссер: «У мене цих жінок-актрис, хоч Дніпро гати! Я вас звільняю від розподілу. Не мучте мене». Позже меня приняли в Ивано-Франковский театр. Но всегда буду повторять, что киевский Молодой театр, где я служу, открыли как будто специально для меня!  

    А правда, что вы в детском саду работали?  

    — Да. (Улыбается.) Это после студии. Музыкальным руководителем.

     Что дал вам этот опыт?

    — Чувство справедливости! Как правило, в каждом садике есть показательные дети — те, у кого хорошая дикция, слух. Их выделяют, занимают во всех праздниках. А я так сказала: «У меня будут петь и плясать все! И те, кто шепелявит, и те, у кого слуха нет!»

    Я сценарии писала, роли раздавала, играла, музыку сочиняла. (Улыбается.) Никто не был обижен.

    И если бы не стала я актрисой, то точно бы работала с детьми!

    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi

     Но вы стали актрисой. Ваша Проня Прокоповна до сих пор считается лучшим образцом театрального воплощения этого образа. Как вам досталась эта роль?

    — Роль мне предложил Виктор Александрович Шулаков. Всегда буду его вспоминать. Ведь изначально спектакль был рассчитан на другую актрису. У нее связи были в министерстве, влияние... А я в третьем составе была. Да и высшего театрального образования у меня тогда не было. И вот как-то режиссер... То ли в плохом настроении был... Не знаю, какая муха его укусила, но он сказал: «Давайте вас пробовать!» Вскоре мы уже играли премьеру.

    Письма-жалобы сыпались: с улицы взяли актрису, она театр погубит! Пришла целая комиссия смотреть, как я Проню играю. Но когда они сами начали ржать!.. Всем стало понятно, что эта роль моя.

    Сцена из спектакля «За двумя зайцами». Киевский академический Молодой театр
    Сцена из спектакля «За двумя зайцами». Киевский академический Молодой театр

     Трудно было не наследовать манеру Маргариты Кринициной, исполнившей роль Прони в фильме «За двумя зайцами»?

    — Так получилось, что фильма-то я и не видела! Не успела посмотреть.

    Поэтому у меня своя Проня получилась! Не похожая ни на кого! (Улыбается.)

    Она у меня и на пианино играет, и на скрипке. Тут все мне в жизни пригодилось — и мамины черты, и папины, и музыкальный дар.  

    Спектакль «За двумя зайцами» в Киевском академическом Молодом театре. Фото: molodyytheatre.com
    Спектакль «За двумя зайцами» в Киевском академическом Молодом театре. Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «За двумя зайцами».  Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «За двумя зайцами». Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «За двумя зайцами». Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «За двумя зайцами». Фото: molodyytheatre.com

    В 1990 году актриса окончила ГИТИС, а в 1993-м стала народной артисткой Украины. Высокое звание Тамара Яценко получила, минуя «заслуженную артистку», — своего рода уникальный случай. Популярность спектакля «За двумя зайцами» была неимоверно велика! Киевские оригиналы даже предлагали на занавес Молодого театра поместить заячьи уши, проводя параллель с мхатовской чайкой. Шутили, конечно. Критики же всерьез называли спектакль «визитной карточкой Киева».

     Вы крепкий орешек? Вас трудно вывести из себя?

    — Да. И чем дальше, тем труднее! (Смеется.) Знаете, есть такое понятие «вампиризм». Так вот, я таким людям неинтересна. Когда какие-либо коалиции (я их так называю) между собой воюют, никто не пытается склонить меня на свою сторону. Знают, что бесполезно. Я всегда остаюсь при своем мнении.   

     Многие вас помнят по «Шоу долгоносиков». Правда, что вы импровизировали на площадке?

    — Пришла я пробоваться на Дездемону. Прошу: «Дайте сценарий». А Витя Андриенко мне в ответ: «Ты что? Какой сценарий? Шекспира читала? Давай, играй Дездемону! Только с наклеенным носом». Вот я и выдала: «Мой хлопчик, Отелло! Своею рукой обними мое белое тело!» (Смеется.) Там почти все было построено на импровизации. Тексты придумывались на ходу.

    Тамара Яценко в роли Дездемоны. «Шоу долгоносиков»
    Тамара Яценко в роли Дездемоны. «Шоу долгоносиков»
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi
    Тамара Яценко в роли Анжелики Багнюк. «Шоу долгоносиков»
    Тамара Яценко в роли Анжелики Багнюк. «Шоу долгоносиков»

    Были на съемках ситуации, в которых вы испытывали дискомфорт?

    — Было много таких. Например, наш режиссер любил, чтобы в кадре что-нибудь обязательно падало — листочки там всякие... А дубль-то не один! Разумеется, все это собирается с пола и используется по новой. Так вот, когда во время пятого дубля летят на тебя листочки вперемешку с песком и пылью, глаза уберечь невозможно. Под конец съемок они у меня красные, как у рака, были! Я, правда, пробовала схитрить на задних планах. Но режиссер заметил. Как закричит: «Стоп! Тамара, зачем глаза закрываете!? Открыть!» Открываешь, таращишься, играешь, улыбаешься.

    Да и с носом этим приклеенным целый день ходить... Ни чаю попить, ни... Очень некомфортно.

     Зачем вам нужны были «долгоносики»?                               

    — Очень хотелось себя попробовать и в этом жанре. Хотя я понимала, что просто так мне это не сойдет. Некоторые режиссеры в открытую говорили: «Если бы мы твою игру в театре не видели, а только в «долгоносиках», мы бы тебя на роль не взяли!»

     Не все актеры комедийного жанра в жизни весельчаки. Вас трудно рассмешить?                       

    — Все зависит от ситуации. Могу от анекдота рассмеяться. (Улыбается.) Вообще, я — не угрюмая личность. Считаю, что грустить человек имеет право только наедине с собой. Ко мне в театре молодежь тянется потому, что я никого никогда не гружу.

    Радостью нужно делиться! Болью делиться нельзя!

    Тамара Яценко. Фото из личного архива
    Тамара Яценко. Фото из личного архива

    Хотя у меня есть подруга, с которой я близка. С ней могу говорить о многом.

     А мужчина может быть другом?

    — (Смеется.) У меня как раз много мужчин-друзей. С ними, кстати, легче. Они даже могут глубже понять, чем женщина.

     Исследователи из Университета Аризоны выяснили, что юмор на рабочем месте мешает женщинам продвинуться по карьерной лестнице. Мужчины-шутники, наоборот, пользуются успехом. А вы как считаете?

    — Юмор юмору рознь! Если юмор глубокий, интеллектуальный, то женщина, обладающая им, только выигрывает! (Смеется.)

     Помните поучения героини Ахеджаковой что делает женщину женщиной?..

    — (Улыбается.) Не надо стараться быть какой-то. Если есть в вас нежность, то она есть. Если есть доброжелательность, она сразу же видна. Придумывать себе список из качеств не стоит. Надо оставаться, прежде всего, самой собой. Все, что в вас есть хорошего, женственного, люди сами заметят. И мужчины в том числе.  

     Стоит ли останавливать мужчину, если он предпочел другую?  

    — (Улыбается.) Я никогда за мужчину не боролась.

    Если бы мужчина предпочел кого-то, а не меня, настаивать и доказывать ему, что я лучше, никогда бы не стала!

    Владимир Горянский вручает «Киевскую пектораль» Тамаре Яценко за лучшее исполнение женской роли второго плана в спектакле «Голубка». 2008. Фото: УНИАН
    Владимир Горянский вручает «Киевскую пектораль» Тамаре Яценко за лучшее исполнение женской роли второго плана в спектакле «Голубка». 2008. Фото: УНИАН

    Навязывать свое мнение никому нельзя. А тем более спорить. Особенно с мужчиной. Это бесполезно! Они же не глупые. Сами потом убедятся, если были неправы. Опять же, помните, как в песне: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». Почти та же ситуация, но наоборот. Никто не застрахован. (Смеется.)         

    А если на мужа кто-нибудь посягнет?

    — О! Какие звонки мне были! Напрямую: «Так, слушай, я тут с твоим мужем... Я намного интересней...»  А я ей: «Да... Муж рассказывал мне, какая ты интересная!» Все! Охота продолжать звонить у таких сразу отпадает. (Смеется.)

    Все женщины хотят быть красивыми. Кто-то пластику делает, кто-то губы увеличивает, грудь...

    — Мне повезло с этим всем! Губы не надо увеличивать. Глаза, нос — тоже не надо. А грудь — тем более! (Смеется.)

     Все знают, что вы любите шляпы. Шляпа для вас аксессуар, философия или способ защиты от косых взглядов?

    — Это — все! (Улыбается.) Как-то одна знакомая мне сказала: «Тебя узнают потому, что ты шляпы носишь. Делаешь себя заметной. А ты попробуй без шляпы! Узнают ли?..»

    Тамара Яценко на вечере памяти Полины Нятко в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины. 2018. Фото: tmf-museum.kiev.ua
    Тамара Яценко на вечере памяти Полины Нятко в Музее театрального, музыкального и киноискусства Украины. 2018. Фото: tmf-museum.kiev.ua
    Тамара Яценко. 2009 Фото: УНИАН
    Тамара Яценко. 2009 Фото: УНИАН
    Тамара Яценко. 2015 Фото: УНИАН
    Тамара Яценко. 2015 Фото: УНИАН

    Попробовали?  

    — Еду как-то в метро, капюшон уже так натянула... Все равно узнают! (Улыбается.) А шляпы?.. Они мне просто идут. Это и защита, и прическа, и имидж! Но нужно помнить, что шляпа обязывает. Если я в кроссовках, как сейчас, то шляпу не надену.

    Часто поклонники границу дозволенного переходят?  

    — Раньше чаще бывало. В основном возле метро собирались. Сейчас я стараюсь после спектакля машинку вызвать и быстро домой.

     А сами машину водите?

    — Нет. А вот мотоцикл — да! Всегда любила! Горенка, где я родилась, Пуща-Водица — там места такие! Я все объездила. Трассу не люблю. А вот дороги проселочные, природу… Это — с удовольствием! (Улыбается.)

    Кстати, как вы расслабляетесь, отдыхаете?

    — Элементарно! Вот сейчас репетиция закончилась — сижу отдыхаю. (Смеется.) Люблю на машинке покататься. Не за рулем, конечно. Еду по улицам вечернего Киева, любуюсь и расслабляюсь. Дома кошки расслабляют  Маркиза, Муся и Маруся. Муж расслабляет! (Смеется.)

    Тамара Яценко и Ирма Витовская в сериале «Последний москаль». 2014
    Тамара Яценко и Ирма Витовская в сериале «Последний москаль». 2014
    Кадр из сериала «Три сестры». 2011
    Кадр из сериала «Три сестры». 2011
    Кадр из фильма «Обычное дело». 2012
    Кадр из фильма «Обычное дело». 2012

     Вернемся к творчеству. Трудно попасть на экран?

    — Я часто этот пример привожу. Галина Шигаева (кинорежиссер. Ред.) всегда любила меня снимать. Приготовила роль для меня. Продюсеры попросили небольшой кадр снять. Сняли. А те стали своего человека проталкивать. Галя говорит: «Да я же под нее сценарий писала!» Бесполезно. Взяли другую. В следующем фильме она так и прописала: «Роль пани Яценко играет Яценко!» Вот так вот: в лобешник! И это прошло. (Смеется.)

    Была тоже история с ролью гадалки в сериале «Осторожно, блондинки!» «Да мы Крючкову, известных актрис можем пригласить», — говорили продюсеры. А Галя (Шигаева. Ред.) им в ответ: «Возьмите Яценко! Будет не хуже! Но намного дешевле». (Смеется.) Понимаете, чтобы никого не обидеть, она не сказала, что «будет лучше», а сказала «будет не хуже». Я снялась в этом фильме. Прекрасно получилось.   

    А вообще... В кино сейчас кто платит, тот и руководит.                                       

    Вам делали предложение, от которого вы предпочли отказаться?

    — Был фильм «Душка» (комедийная драма голландского режиссера Йоса Стеллинга. Ред.). Я почитала сценарий. А там наша страна описывается: грязная, люди негативные, автобус черный, и я должна в нем рожать. Не посмотрела я, что режиссер иностранный, Европа... Отказалась. Не потому, что пренебрегла. Мне просто за державу обидно стало.  

     Кинороли вам нужны?

    — Если дают — бери. Если нет — я сильно не расстроюсь. Если суждено сняться — снимусь. (Улыбается.)

    Тамара Яценко в спектакле «Голубка». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «Голубка». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Сцена из спектакля «Девичий виноград». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Сцена из спектакля «Девичий виноград». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Сцена из спектакля «Дядя Ваня». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Сцена из спектакля «Дядя Ваня». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «Обыкновенная история». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «Обыкновенная история». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com

     В театре для вас роли всегда есть. Какая из исполненных наиболее соответствует вашей внутренней философии ценностей?

    — Есть у Маши Ладо (драматург.  Ред.) «Звичайна історія». По сюжету, в сарае живут домашние животные: свинка, корова, конь, петух, собачка... Они общаются между собой. Так вот, мне досталась роль свиньи. В конце ее хозяин режет. Душа свинки возносится на небо и... становится ангелом.

    Можете что-нибудь прочесть из этой роли?

     «А люди... Слабші за нас... Через те вони їдять нас... Одяг, взуття з нас роблять... Людей, навіть, пожаліти можна...» Тексты очень проникновенные. В них философия, глубина.      

    Тамара Яценко в спектакле «Саломея». Киевский академический Молодой театр.  Фото: molodyytheatre.com
    Тамара Яценко в спектакле «Саломея». Киевский академический Молодой театр. Фото: molodyytheatre.com

     Роль жены царя Ирода глубокая?

    — Конечно! Я играю Иродиаду в иронической мистерии «Саломея». Это библейская тема. На моих глазах убивают мою дочь Саломею. Роль драматичная с оттенками комедийными. Но это не Проня! И мне приятно, когда говорят, что в каждом образе я другая. Пусть даже комедийная, но другая... Это для меня наивысшая похвала. Ведь я не люблю повторяться.

    Обожатели называют ее яркой, гротескной, а еще чувственной и тонкой. Тамара Яценко продолжает оставаться одной из самых узнаваемых актрис театра и кино. И те, кто был на ее спектаклях, видел в кино, давно убедились, что в разных жанрах она одинаково гармонична. Будь то комедия иль драма, образ актриса создает каждый раз по-своему неповторимый.

    Кирилл Чуботин/TVi
    Кирилл Чуботин/TVi

    Актуальные