Тарантино все простят, даже если экран два часа будет черным, — рецензия Андрея Алферова на картину «Однажды в Голливуде»

В Каннах состоялась премьера фильма культового американского режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». Кинолента совмещает в себе историю актеров, ищущих успеха в киноиндустрии, и кровавых убийств культа Чарльза Мэнсона, которые потрясли Америку в конце 1960-х годов
     
    20:02
    29 мая

    Чего ожидать от этой черной комедии, премьера которой в Украине ожидается 8 августа, и сработал ли вновь «феномен Тарантино» — эксклюзивно для TVi.UA выяснял кинокритик Андрей Алферов.

    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock
    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock

    Кетчуп вместо крови

    Фамилия этого режиссера знакома каждому: кто-то вспоминает захватывающий сюжет «Убить Билла», другие — кровавые сцены «Бесславных ублюдков», а третьи — запутанную, но интригующую историю «Криминального чтива».

    Но мало кто задумывается, что слава к бывшему работнику видеосалона — самоучке пришла именно после поездки в Канны.

    Как рассказывает Андрей Алферов, Тарантино — плоть от плоти Каннского кинофестивал: его открыли здесь в 1992 году, приметили, когда появился его фильм «Бешеные псы».

    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Квентин Тарантино в фильме «Криминальное чтиво», 1994
    Квентин Тарантино в фильме «Криминальное чтиво», 1994

    Алферов Андрей

    «А в 1994 году случился триумф: 30-летний выскочка из Лос-Анджелеса вдруг переломал через колено всю историю кино. Потому что история эта теперь делится на периоды до «Криминального чтива» и после него. Двухметровый дылда с вечно восторженным лицом доказал, что фильмы «Пираньи 4» или «Мастер кунг-фу 17» могут быть такой же частью культурного ландшафта, таким же достоянием, как и «Затмение» Микеланджело Антониони или «Андрей Рублев» Андрея Тарковского»

    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992

    И вот, у «миллиона видеотечных крыс», которые ночами до дыр засматривали фильмы категории С (низкобюджетный продукт для кабельного телевидения. — Ред.), появился свой представитель, а вместе с ним еще и «море мародеров, которые решили, что они, как Тарантино, смогут точно так же компилировать свои фильмы из кусков чужих.

    Тем не менее подражателям режиссера подделать его не удалось, ведь только Тарантино знает, где брать, сколько брать и для чего.

    Квентин Тарантино в фильме «Бешенные псы», 1992
    Квентин Тарантино в фильме «Бешенные псы», 1992
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Бешенные псы», 1992

    Алферов Андрей

    «Вообще в истории сложно представить другого режиссера, которому бы так подражали. Все модное, наглое, с кетчупной кровью — это тарантиновщина. Подражателей были десятки, ближе всех вроде бы подбирался Гай Ричи, но в общем никто так и не смог достичь тарантиновской планки»

    При этом кинокритик признает, что именно «Криминальное чтиво» было вершиной творчества Тарантино, «а дальше он начал спускаться вниз», хотя люди продолжают любить его и за другие киноленты.

    Конец прекрасной эпохи

    Новая кинолента «Однажды в Голливуде» рассказывает зрителям об изнанке кинобизнеса. Фактически это еще одна история о том, как работает «фабрика грез».

    Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт играют двух закадычных друзей. Рик Далтон (Ди Каприо) является звездой телевизионных вестернов в фильмах категории B (малобюджетные коммерческие картины, которые показывали в кинотеатрах после основного фильма категории А. — Ред.), а Клифф Бут (Питт) — его верный друг, дублер, в какой-то степени телохранитель со смутным прошлым. Он — ветеран войны, который, по слухам, убил свою жену, а теперь живет в трейлере со своим верным питбультерьером.

    Брэд Питт в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Брэд Питт в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Выдуманные приключения Рика и Клиффа являются ключевым сюжетом фильма, но происходят на фоне настоящих исторических событий. Ведь идет 1969 год, все происходит накануне и в момент страшной трагедии, которая отрезвила американцев и закончила исторический этап в американской истории под названием «Лето любви», когда страну заполоняли хиппи.

    Алферов Андрей

    «Американцев тогда отрезвили две вещи — война во Вьетнаме и имя Шэрон Тейт — так звали американскую актрису, жену режиссера Романа Полански, которую убили члены культа Чарльза Мэнсона, когда она была на восьмом месяце беременности»

    Роман Полански и Шэрон Тейт в фильме «Бал вампиров», 1967
    Роман Полански и Шэрон Тейт в фильме «Бал вампиров», 1967

    Убийство произошло в их с Полански доме. Погибли также и другие гости. Сам режиссер в это время находился в Европе.

    В фильме присутствуют не только элементы этой трагической истории, но и описание того, через что прошли голливудские актеры в то время. По сюжету, Далтону очень надоело сниматься в вестернах, и крупный американский продюсер Марвин Шварц, которого играет Аль Пачино, дает ему совет. Он говорит, что сейчас надо делать ставку на спагетти-вестерны — фильмы, которые в Италии снимает Серджо Корбуччи.

    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Далтон едет в Европу неохотно, даже плачет, а Бут его успокаивает. Тем не менее из Италии Рик возвращается звездой. Это намек на многих актеров, которые в конце 1960-х уехали из США в Италию и Испанию, чтобы сниматься в такого рода картинах. Самым известным примером служит Клинт Иствуд, который не был востребован в США, уехал на время и, заполучив звездную славу, вернулся домой.

    Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Алферов Андрей

    «Тарантино нам показывает, что крупное голливудское кино нового золотого века (с конца 1960-х до конца 1980-х) было вскормлено фильмами категории B, вот этими телесериалами, каким-то откровенным телевизионным мусором. Как вот эти вчерашние незвезды превратились в самых крупных фигур, влили в жилы Голливуда совершенно новую кровь»

    Брэд Питт и Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock
    Брэд Питт и Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock

    Мишленовский букет Тарантино

    Во время обсуждения творчества Тарантино с Андреем Алферовым, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин объяснил, что фильмы американского режиссера — это определенный феномен, состоящий из трех частей.

    Прежде всего, «Криминальное чтиво» действительно было гениальной картиной, которая появилась вовремя и предложила новый тип взгляда на мир, кинематограф и то, как в фильмах рассказывается история.

    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Криминальное чтиво», 1994

    Долин: «Это был прорыв, который сломал все, что было. И при этом «Криминальное чтиво» было основано на классике мирового кино, а потому оно до сих пор поражает».

    Как объясняет киноэксперт, вторая причина заключается в том, что Тарантино в общем-то понял, что ему нельзя повторять «Криминальное чтиво» и создавать такие же фильмы.

    И вот, начиная с картины «Джеки Браун», режиссер переходит к экспериментам в других областях: он снимает более коммерческие, более жанровые картины других моделей.

    Квентин Тарантино на съемках фильма «Джеки Браун», 1997. Фото: © 1997 - Miramax
    Квентин Тарантино на съемках фильма «Джеки Браун», 1997. Фото: © 1997 - Miramax
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Джеки Браун», 1997
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Джеки Браун», 1997
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Джеки Браун», 1997
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Джеки Браун», 1997

    Долин: «То есть он не замыкается на самом большом успехе, не пытается перепрыгнуть через свою голову, а делает другое кино, и это хорошее кино».

    Третья причина в том, что Тарантино — не просто режиссер, он очень яркий персонаж, один из немногих режиссеров, которых узнают в лицо.

    Украинский режиссер Ахтем Сейтаблаев, который также побывал в Каннах, тоже рассказал Алферову, за что любит эпатажного кинодела.

    По его словам, прежде всего в фильмах Тарантино его завораживают потрясающие диалоги.

    Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Брэд Питт и Леонардо Ди Каприо в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Сейтаблаев: «Ты слушаешь тексты, которые, с одной стороны, казалось бы, не несут ничего нового, каких-то новых открытий в твоей жизни и, по большей части, они стебные… А потом начинаешь раскручивать диалог изнутри и выясняешь, что за ним стоит гораздо большее. В его фильмах всегда есть выверенная логика, свой мир, который он раскрывает в такой форме».

    Сейтаблаев считает, что в своих кинолентах Тарантино заваривает «гастрономический многозвездный мишленовский букет» из драйва, юмора, самоиронии, преувеличения и несовместимых компонентов, чем и подкупает зрителя.

    Даже гений не идеален

    Андрей Алферов простоял в очереди на премьеру «Однажды в Голливуде» три часа, после чего его ожидал фильм продолжительностью 2 часа 40 минут. Уже после просмотра критик признался: то, что предшествовало фильму, оказалось интереснее, чем сама кинолента.

    Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Квентин Тарантино и Марго Робби. Фото: ANTONIN THUILLIER/AFP/East News
    Брэд Питт, Леонардо Ди Каприо, Квентин Тарантино и Марго Робби. Фото: ANTONIN THUILLIER/AFP/East News

    Алферов Андрей

    «Здесь было смертоубийство. Пошли третьи сутки, как в Каннах показывают эту картину, очереди километровые. В очереди люди дрались, жаловались друг на друга, «стучали» охране, охрана выводила тех, кто якобы примкнул к этой очереди»

    Алферов рассказал, что те люди, которые прорывались в зал, бежали по красной дорожке под аплодисменты тех, кто стоял в очереди, и тех, кто просто стоял на набережной Круазет и наблюдал.

    Алферов Андрей

    «Люди с таким ощущением счастья бежали по дорожке, потому что их впереди ждал фильм Тарантино»

    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Кадр из фильма режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Правда, в итоге никакой награды фильм не получил, но лучше всякой награды были мурашки по коже, эмоции и слезы людей, которые в буквальном смысле продирались на эти премьеры.

    Здесь, возможно, и открылись проблемы, которые просматриваются в кинолентах Тарантино. Как признал Антон Долин, сюжеты режиссера уже очень давно не удивляют — в последних его фильмах слабый персонаж при помощи магии кино всегда мстит сильному.

    А вот Алферов признался, что после премьеры у него сначала вырвалась фраза «Это грандиозно», но теперь он думает, что «Это может быть не так грандиозно, но грандиозна сама фигура Квентина Тарантино».

    Премьера фильма «Однажды в Голливуде». Канны, 2019. Фото: Shutterstock
    Премьера фильма «Однажды в Голливуде». Канны, 2019. Фото: Shutterstock

    Алферов Андрей

    «На Каннском фестивале главной фигурой является режиссер, а не актеры, потому что каждый фильм — высказывание какой-то личности, не какого-то продукта в угоду зрителю, а вот просто появляется какой-то человек, который берет на себя смелость рассказывать о том или об этом»

    Также Алферов полагает, что людям, которые ничего не знают об истории с культом Мэнсона и убийством Шэрон Тейт, будет тяжелее проникнуться этой историей.

    При этом «Однажды в Голливуде» пестрит тарантиновскими самоповторами и самоцитированиями. Тарантино все так же упивается собственным стилем. То есть если раньше он запросто брал материал у других, теперь, в определенном смысле, повторяет себя.

    Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019
    Леонардо Ди Каприо и Брэд Питт в фильме режиссера Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде», 2019

    Тем не менее американские СМИ уже начали расхваливать работу Квентина — позитивными отзывами картину удостоили издания Hollywood Reporter и Variety, не обращая внимания на указанные выше спорные моменты.

    «Тарантино теперь вот такое всеобщее достояние, и у каждого, в частности, свой собственный Тарантино, которого мы любим, что бы он ни делал.

    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock
    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: Shutterstock

    Если бы Тарантино снял двухчасовой фильм с черным экраном и вывеской «Квентин Тарантино представляет…», я абсолютно убежден: «Криминальное чтиво» так всех в себя влюбило, и в автора в том числе, что этому автору еще долго, может десятилетия, будут прощать всяческие его огрехи и творческие неудачи принимать за творческие достижения».

    Актуальные
    Алферов.Влог #6: итоги Каннского фестиваля — 2019
    30 мая 17:15
    Кто получил «Золотую пальмовую ветвь»: все победители Каннского фестиваля — 2019
    25 мая 21:22
    Романтика в Каннах: 63-летний миллионер сделал предложение молодой возлюбленной на красной дорожке
    25 мая 14:08
    Канны-2019: гран-при «Особого взгляда» получил режиссер Карим Айнуз
    25 мая 12:30
    «Рэмбо» в Каннах: Сталлоне представил последнюю часть легендарного боевика
    25 мая 11:00
    «Сердечный приступ помог мне заново стать актером»: откровения Бандераса в Каннах
    24 мая 22:27
    Каннский фестиваль стал проблемой для экологов
    24 мая 21:12
    Фильм «Паразит» считают одним из главных претендентов на награду в Каннах. Почему
    24 мая 12:04
    На премьеру «Однажды в Голливуде» продали больше билетов, чем смогли вместить в зале
    23 мая 18:05
    В Каннах звучали громкие аплодисменты для украинского фильма «Домой»
    23 мая 15:34
    Тарантино не рассказывал Полански о своем фильме, где повествуется об убийстве жены последнего
    23 мая 14:25
    20-летний сын Бекхэма покрасовался в Каннах со своей возлюбленной
    22 мая 23:45
    Организаторы Каннского фестиваля заступились за Алена Делона
    22 мая 21:31
    Тарантино в Каннах объяснил, почему женился впервые только недавно
    22 мая 18:45
    Актеры и модели покрасовались в роскошных нарядах на джентльменской вечеринке Chopard
    22 мая 17:25
    Чем звезды «Однажды в Голливуде» покоряли на ковровой дорожке Канн
    22 мая 13:18
    Каннский фестиваль продолжает терять актуальность — The Wrap
    21 мая 17:57
    Главе жюри Каннского фестиваля вручили орден
    21 мая 15:59
    Роскошные актрисы и модели порадовали нарядами во время премьеры в Каннах
    21 мая 12:12
    Марадона разочаровался в документалке о себе, представленной в Каннах
    21 мая 11:24