05.02.2019 18:00

    Весна покажет

    Бердичевская Марина
    Бердичевская МаринаСторителлер
    Сергей Харченко/TVi
    Сергей Харченко/TVi

    Дневник президентской предвыборной кампании — 2019. Период второй

    3 февраля 2019 года можно считать экватором нынешней президентской гонки или даже ее Рубиконом. Подача документов в ЦИК завершена, и уже зарегистрировано рекордное — под 30 — количество кандидатов. 76 человек подали документы, а намеревались баллотироваться и вовсе 89.

    Сергей Харченко/TVi
    Сергей Харченко/TVi

    Однако, несмотря на то что бюллетень будет небывало длинным, последние соцопросы демонстрируют: тройка фаворитов стабильна. На золото, серебро и бронзу претендуют все те же трое кандидатов, правда, пока непонятно, в какой комбинации. Баталии в соцсетях и на кухнях становятся все жарче. В них граждане отрабатывают предложенную им повестку: приверженцы тезисов «коней на переправе не меняют» и «может ли клоун управлять страной» спорят до хрипоты с приверженцами «нового курса» и «новых лиц».

    Букмекеры vs социологи

    После выдвижения кандидатом в президенты действующего главы государства Петра Порошенко, которое прошло на форуме «От Крут до Брюсселя» 29 января, первым делом изменились расклады в букмекерских конторах. Если до того они все же отдавали преимущество Юлии Тимошенко, теперь с разными коэффициентами главным претендентом на победу букмекеры считают Порошенко. По состоянию на 31 января его коэффициент составил от 1,90 до 2,30 (плюс-минус двойка означает, что шансы кандидата оцениваются 50 на 50). Шансы Юлии Тимошенко разные букмекерские конторы оценивают с коэффициентом от 2,35 до 2,60, то есть все еще верят в ее возможную победу, но уже не дают 50 на 50. Замыкает тройку лидеров у букмекеров Владимир Зеленский — его коэффициент сейчас составляет от 4,25 до 4,70 (то есть шанс победить составляет около 20%).

    У социологов тройка лидеров все та же, однако расклады слегка иные. На прошлой неделе общественности были представлены результаты двух масштабных опросов, которые проводились в январе. Согласно данным социологической группы «Рейтинг», конфигурация в тройке лидеров такова: Владимир Зеленский, Юлия Тимошенко, Петр Порошенко. На вопрос, за кого проголосовали бы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, 15,2% ответили, что отдали бы голос Зеленскому, 12,9% — Тимошенко и 10,1% — Порошенко. Среди тех, кто уже определился и точно пойдет на выборы, коэффициенты кандидатов соответственно выше: почти 22% у Зеленского, 19,2% — у Тимошенко и 14,8% — у Порошенко.

    Сразу вслед за «Рейтингом» собственные результаты совместно проведенного опроса опубликовали три уважаемых социологические компании: Киевский международный институт социологии, Центр Разумкова и Центр «Социс». Согласно этому опросу, Петр Порошенко в тройке фаворитов потеснил Юлию Тимошенко (однако она преследует его с мизерным отрывом), но Владимир Зеленский все так же лидирует, причем с бОльшим отрывом. В ближайшее воскресенье Зеленскому отдали бы свои голоса 15,9% опрошенных, Порошенко — 10,5%, Тимошенко — 10,3%. Среди тех, кто уже определился и точно пойдет на выборы, симпатиков Зеленского — 23%, у Порошенко их — 16,4%, у Тимошенко — 15,7%.

    Во время обоих опросов социологи задавали украинцам вопрос, в чью победу они верят больше. Согласно данным социологической группы «Рейтинг», 21% респондентов верят в победу Юлии Тимошенко. В победу действующего президента верят 15,5% опрошенных, а вот шансы Зеленского на реальную победу украинцы, как и букмекеры, оценивают намного ниже — на уровне 9,3%.

    Согласно совместным данным КМИС, «Социса» и Центра Разумкова, 20,5% опрошенных уверены, что следующим президентом станет Юлия Тимошенко, почти столько же — 19,9% — верят в победу Порошенко. Шансы Зеленского оценивают на уровне 10,8%.

    Показательны также ответы на вопрос, за кого проголосуют избиратели во втором туре — в той или иной конфигурации. Согласно данным социологической группы «Рейтинг», действующий президент во втором туре проигрывает всем кандидатам, кроме Юрия Бойко, шансы которого те же букмекеры сейчас оценивают как мизерные (коэффициент 51). При этом Владимир Зеленский, исходя из данных «Рейтинга», побеждает во втором туре даже Юлию Тимошенко.

    По мнению блогера, журналиста Юрия Бутусова, Зеленский вышел на первое место, поскольку ему удается позиционировать себя как человека, не связанного с действующей политической элитой. «Поддержка Зеленского является своего рода выбором против всех, — считает Бутусов. — Резкое увеличение его присутствия в медиа и даже информационные кампании против него способствуют вовлечению людей, которые воспринимают популярного артиста как не системную оппозицию действующим политикам. Рассматривая рейтинг Зеленского, надо понимать, что у него и близко нет организационных структур, сопоставимых с другими конкурентами, поэтому не стоит воспринимать небольшой пока отрыв от оппонентов как гарантию выхода во второй тур».

    Сергей Харченко/TVi
    Сергей Харченко/TVi

    При этом, по словам журналиста, не стоит забывать, что штаб Порошенко быстрыми темпами строит полевую структуру - в первую очередь, там, где есть поддержка местного самоуправления, то есть в больших городах. Кроме того, «Томос-тур» помог действующему президенту выстроить самое мощное информационное поле вокруг своей кампании. «Тимошенко также строит полевую структуру, - говорит Бутусов. - Но в крупных городах она не имеет такой же политической поддержки. Она работает, прежде всего, в селах и территориальных общинах. Также у Тимошенко куда меньшие возможности доступа в телеэфир. Думаю, что динамика рейтинга Тимошенко не так заметна социологам именно из-за того, что многие ресурсы ее поддержки находятся в сельской местности и малых городах».

    Объединить, примирить и успокоить

    Между тем, в подобных опросах важны не столько столбики рейтингов кандидатов, сколько ответы на другие вопросы, фиксирующие тенденции и настроения в обществе, чаяния и намерения большинства. «Новая социология показала, что выросло количество людей, готовых прийти на выборы - 44%. Еще 35% ответили, что, скорее всего, придут. В сумме - 79%, - фиксирует политолог Петр Охотин. - Такая явка позитивна, поскольку выборы с высокой мобилизацией избирателей дают меньше шансов говорить о нелегитимности избранного кандидата». Интересно, что количество молодежи, готовой принимать участие в выборах, за последний год выросло с 23 до 39%, а число 30-40-летних, также готовых идти на участки, - с 26 до 42%. По мнению Охотина, то, что Владимир Зеленский закрепился в топ-3 кандидатов, выводит грядущие выборы за рамки противостояния двух лагерей.  

    «Запрос на радикальные изменения за последний только месяц вырос на 8% - до 69%, - обращает внимание политолог Петр Олещук. - При этом изменения респонденты считают более важными, чем стабильность, - их значимость достигла 53%. Количество тех, кто хочет, чтобы все оставалось как сейчас, рекордно низкое - 5%. При этом 38% респондентов оценивают нынешнюю власть как очень слабую. Еще один интересный параметр: демократия важна - 75% украинцев считают, что важно жить в демократическом государстве. Мифы о поддержке диктатуры существенно пошатнулись: всего 24% выступают за избрание жесткого лидера, который наведет порядок. 67% респондентов выбрали бы лидера, который сможет объединить, примирить и успокоить общество. Больше всего власти, по мнению украинцев, не хватает честности, эффективности и человечности». 

    Владимир Бородин/TVi
    Владимир Бородин/TVi

    При этом число тех, кто до сих пор не определился, сомневается и не знает, пойдет ли вообще на выборы, довольно высок. «Опять ответ «не знаю, кого выбрать» набрал больше, чем первая фамилия в списке. Вот Зеленский - 15,2%, а неопределенность - аж 21,9%, - отмечает блогер, публицист Дмитрий Литвин. - Это плохо, потому что стимулирует отстающих делать кампанию агрессивнее. Ведь неопределившиеся могут добавить до победы любому из лидеров».

    А избиратель у нас эмоциональный

    Судя по тому, что избирательная кампания вошла в самую горячую и завершающую фазу - до выборов остается меньше двух месяцев, - избранное кандидатами позиционирование кардинально меняться, очевидно, не будет. 

    Все радикальные изменения уже произошли: Юлия Тимошенко водрузила на флагшток позабытый лозунг 2004 года, с которым в президенты шел тогда ее соратник Виктор Ющенко, сделав лишь  акцент на букве «Ю» - «ВірЮ в Украину». Петр Порошенко продолжает кампанию в русле Томоса как «нового акта о независимости Украины», а также «Армії, мови, віри». Однако после его выдвижения кандидатом в президенты на улицах украинских городов появились билборды в той же цветовой гамме с новым лозунгом против «популистов» - «Реальные дела, а не брехливые обещания». Политтехнологи ожидают нового лозунга и от Владимира Зеленского. Поговаривают, что лица актера на новых бордах Зеленского так и не появится - на них снова будет ироничная игра со смыслами. Якобы слоган кампании Зеленского будет звучать так: «Весна покажет, кто где крал». 

    Сергей Харченко/TVi
    Сергей Харченко/TVi
    Facebook
    Facebook

      

    «В связи с тем, что год уникальный, то есть президентские выборы переходят в парламентские, большинство кандидатов работают просто на собственную узнаваемость без донесения каких-либо вменяемых месседжей или тезисов, - говорит политолог Борис Тизенгаузен. - Реальные обещания не конкурентны на фоне других популистов, становятся абсолютно безликими». 

    По словам политолога, действующему президенту было важно «намертво зацементировать» в сознании украинцев Томос как достижение. «Технологи президента прекрасно понимают, что лучше переборщить, но навсегда в умах населения закрепить эту связку: Томос-Порошенко, чем недоработать и допустить, чтобы кто-то эту инициативу потом аккуратненько себе перехватил, - говорит Тизенгаузен. - Кроме «Армії, мови, віри», ему очень сложно еще на чем-то сыграть с учетом всей страны - и запада, и востока. Это те достижения, которые он закрепляет за собой. И на этом будут ехать дальше: что при нем - стабильность, а при других - непонятно что». 

    Технологи президента сделали ставку на довольно мрачную цветовую гамму его бордов - темно-фиолетовые тона, переходящие в коричневые. «Такие цвета - это христианство, духовность, верхние чакры, - объясняет психолог Наталья Валицкая.  - Порошенко хочет надавить на устойчивость. Обратная, положительная, сторона темных оттенков - это духовность. Камень аметист - камень кардиналов, а фиолетовый - цвет королевской мантии».

    Сергей Харченко/TVi
    Сергей Харченко/TVi

    По мнению Бориса Тизенгаузена, поскольку информационное поле сейчас беспредельно и от любого скандала, связанного с тем или иным политиком, в памяти народа вскоре остается лишь его имя, технологи Порошенко избрали жесткий путь: «пусть и не очень приятно, но чтобы запоминалось лучше».   

    До съезда «Батькивщины», который выдвинул Юлию Тимошенко кандидатом в президенты, она вела свою кампанию в нежно-белых и небесных тонах. Наталья Валицкая описывает эту символику так: «Ангел, душечка, я веду вас к свету, который виден в конце тоннеля». По мнению Бориса Тизенгаузена, это - отстройка от жесткой Юлии Владимировны, от той, в которой нет женского начала, от политика, который перегрызет горло мужчины зубами: «Ведь у многих наших политиков, в их составляющих образа нет вообще доли человека как такового. Нет женщины, нет мужчины, нет отца, нет семьянина хорошего. Все же забыли, что у Юлии Владимировны есть семья, что она человек. А избиратель у нас эмоциональный».

    Игорь Шаповалов/TVi
    Игорь Шаповалов/TVi
    Игорь Шаповалов/TVi
    Игорь Шаповалов/TVi

    Билборды Владимира Зеленского, которые якобы рекламируют третий сезон «Слуги народа», а вовсе не кандидата в президенты, выполнены в абсолютно том же градиенте, в котором можно оформить заметку в Фейсбуке. «Именно с такими же цветовыми решениями, - говорит Тизенгаузен. - Это такой интернет-отсыл, потому что Зеленский понимает: его электорат - это молодежь, и он старается быть в тренде. Он сознательно решил уйти от лица, потому что это формат всех политиков: лицо и надпись. А вот у него позиционирование нестандартных решений, он больше заходит в месседжи, то есть повторяет то, что делается в интернете».

    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi
    Алексей Чумаченко/TVi

    По мнению Натальи Валицкой, фотографии типа селфи на фоне лозунгов типа «миру - мир» - это что-то вроде «здесь был Вася». «Лозунги, обещающие всем все раздать и всех осчастливить, более наивны. При этом общество в своей массе инфантильно, - поясняет психолог. - И Зеленский делает очень правильно. Он - актер, который все время играет лицом. Именно благодаря богатейшему ассортименту актера в сумме разнообразных лиц он остается человеком».

    Актуальные