«10 жарких дней»: итоги Каннского фестиваля — 2019

Завершился 72-й Каннский кинофестиваль, награды вручены, и сторителлер TVi, кинокритик Андрей Алферов готов поделиться личными впечатлениями от крупнейшего кинособытия в мире европейского кино
     
    17:39
    28 мая

    Алферов Андрей

    «Канны — это высшая точка мировой кинокультуры. Попадешь сюда — сможешь понять, что происходит в мировом кино, да и на самом деле творится в мире. Ведь экран — это зеркало жизни, а происходящие в этой самой жизни процессы позволяют отразить через метафоры кинематограф»

    Shutterstock
    Shutterstock

    Участие важнее победы

    «Первый вывод, который можно сделать, — говорит Алферов, — случился еще один крупный, интересный, вошедший в историю Каннский кинофестиваль. Ожидаемый приз (за фильм «Домой») Украина не получила. Но тех, кто собирается злорадствовать по этому поводу, я бы хотел успокоить».

    Нариман Алиев, Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Нариман Алиев, Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019
    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019

    Андрей считает, что само участие в кинофестивале в Каннах — уже является победой. Потому что любой режиссер, который оказывается в конкурсной программе фестиваля, на постере своего фильма получает специальную отметку «Номинант на приз Каннского кинофестиваля». И такой значок сразу же повышает режиссерский или продюсерский гонорар примерно на 20-25%.

    Алферов Андрей

    «Канны — крупнейшая киноплощадка и кинорынок, из тех, что базируются в Старом Свете, здесь вам делают хорошее промо. После чего вы становитесь не просто национальным режиссером, а, скорее, интернациональным»

    «Я уверен, что у режиссера Наримана Алиева уже есть вполне конкретные предложения из Европы, — говорит кинокритик. — Пробиться в Канны — дело тяжелое. Но это — путь наверх, главное, не бояться сделать первый шаг».

    Нариман Алиев. Канны, 2017. Фото: AP/Associated Press/East News
    Нариман Алиев. Канны, 2017. Фото: AP/Associated Press/East News

    Еще один вывод, который сделал Андрей Алферов, вот уже который год характерно для Каннского кинофестиваля в целом — главные звезды и кинокартины, даже здесь во Франции, где кино начиналось, все равно американские.

    «Любая американская звезда, которая появляется на красной дорожке, или крупный голливудский фильм, который показывается в основной каннской программе или вне конкурса, вызывает самый большой интерес со стороны широкой, преданной интернациональной аудитории. Это говорит о том, что голливудское кино обладает всепроникающей универсальностью. Оно способно так говорить о человеке из любого уголка земного шара, что трогает одновременно представителей всех культур и континентов. Так что Соединенные Штаты, отправившие сюда свой звездный десант в 1946 году, до сих пор в лидерах», — говорит Алферов.

    Заслуженные награды

    «Итак, Каннский кинофестиваль закончился победой южнокорейского фильма «Паразиты» режиссера Пон Чжун Хо. Он понравился одновременно и членам жюри, и его главе, латиноамериканскому режиссеру Алехандро Гонсалесу Иньярриту, и профессионалам, и критикам, и, вообще, — всем, кто на него попал. Это единственная конкурсная кинокартина, которой аплодировали стоя целых 15 минут!» — вспоминает Андрей Алферов.

    Пон Чжун Хо. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News
    Пон Чжун Хо. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019
    Кадр из фильма режиссера Пон Чжуна Хо «Паразит», 2019

    «Паразиты» — это такая плутовская черная комедия о классовом неравенстве: бедная корейская семья, обитающая где-то на социальном дне, всеми правдами, а больше неправдами, просачивается в богатую семью и со временем захватывает управление всем, в том числе и их бизнесом, — рассказывает кинокритик. — Кино, которое отсылает где-то к Зощенко (писатель-сатирик. — Ред.), к его тараканам, насекомым, у которых адаптивность и выживаемость самая высокая, даже при ядерных войнах. И автор как бы намекает на схожесть своих героев с ними, при этом показывая их с огромной любовью. Важно отметить, что это первое каннское золото для Южной Кореи, которая уже не один год участвует в кинофестивале».

    Алферов Андрей

    «Впервые за многие годы не хочется спорить о распределении призов. Я со всем согласен!»

    1. «Приз за лучшее исполнение мужской роли достался испанскому актеру Антонио Бандерасу — за роль грустного кинорежиссера, который никак не может распроститься с обидами из прошлого, — говорит кинокритик. — «Боль и слава» режиссера Педро Альмодовара — их совместная, восьмая по счету работа. Фильм многими назывался среди главных претендентов на «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге получил только приз «За лучшую мужскую роль».

    Антонио Бандерас. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Антонио Бандерас. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Кадр из фильма режиссера Педро Альмодовара «Боль и слава», 2019
    Кадр из фильма режиссера Педро Альмодовара «Боль и слава», 2019
    Кадр из фильма режиссера Педро Альмодовара «Боль и слава», 2019
    Кадр из фильма режиссера Педро Альмодовара «Боль и слава», 2019

    2. Заслуженным Андрей считает и вручение Гран-при фильму «Атлантик» Мати Диоп из Судана, первой темнокожей девушки-режиссера, которая оказалась в каннском конкурсе. Это медитативная социальная драма, главный герой которой, молодой человек, уезжает из Африки в Испанию, а возвращается уже призраком, неспособным вернуться к прежней жизни.

    Мати Диоп. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News
    Мати Диоп. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News
    Кадр из фильма режиссера Мати Диопы «Атлантик», 2019
    Кадр из фильма режиссера Мати Диопы «Атлантик», 2019

    3. Приз за лучшую режиссуру получили бельгийцы братья Дарденн, которые теперь, по словам кинокритика, обладают всем набором каннских наград (у их фильмов уже есть призы за сценарий, мужскую и женскую роли, Гран-при и две «Золотые пальмовые ветви»). В этот раз они представляли драму «Молодой Ахмед» о школьнике-мусульманине в современной Бельгии, который решает зарезать собственную учительницу только потому, что она встречается с евреем.

    Люк и Жан-Пьер Дарденн. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Люк и Жан-Пьер Дарденн. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Кадр из фильма режиссеров Люка и Жан-Пьера Дарденнов «Молодой Ахмед», 2019
    Кадр из фильма режиссеров Люка и Жан-Пьера Дарденнов «Молодой Ахмед», 2019
    Кадр из фильма режиссеров Люка и Жан-Пьера Дарденнов «Молодой Ахмед», 2019
    Кадр из фильма режиссеров Люка и Жан-Пьера Дарденнов «Молодой Ахмед», 2019

    4. Кинокритики в этом году раздали призы, по мнению Андрея, тоже довольно предсказуемо. Главную награду Международной федерации кинопрессы FIPRESCI (ФИПРЕССИ) получил кинорежиссер Элиа Сулейман за фильм «Должно быть, это рай». В «Особом взгляде», где сражался и украинский фильм «Домой», критики наградили киноленту «Дылда» Кантемира Балагова, а в «Двухнедельнике режиссеров» премия вручена Роберту Эггерсу за фильм «Маяк», где свои лучшие роли за последние годы сыграли Роберт Паттинсон и Уиллем Дефо.

    Остальные награды распределились следующим образом:

    Приз жюри: Клебер Мендонса Фильо и Жулиано Дорнель, «Козодои» (Бразилия) и Ладж Ли, «Отверженные» (Франция).

    Лучшая актриса: Эмили Бичем, «Малыш Джо» (Великобритания).

    Эмили Бичем. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Эмили Бичем. Канны, 2019. Фото: CHRISTOPHE SIMON/AFP/East News
    Эмили Бичем в фильме режиссера Джессики Хауснер «Малыш Джо», 2019
    Эмили Бичем в фильме режиссера Джессики Хауснер «Малыш Джо», 2019

    Лучший сценарий: Селин Скьямма, «Портрет молодой женщины в огне» (Франция).

    Селин Скьямма. Канны, 2019. Фото: ALBERTO PIZZOLI/AFP/East News
    Селин Скьямма. Канны, 2019. Фото: ALBERTO PIZZOLI/AFP/East News
    Кадр из фильма режиссера Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне», 2019
    Кадр из фильма режиссера Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне», 2019
    Кадр из фильма режиссера Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне», 2019
    Кадр из фильма режиссера Селин Скьяммы «Портрет молодой женщины в огне», 2019

    «Золотая камера» (за лучший дебютный фильм): Сезар Диаз, «Наши матери» (Бельгия).

    «Особый взгляд": Карим Айнуз, «Невидимая жизнь» (Бразилия).

    Главные сюрпризы

    1. По мнению Андрея Алферова, этот Каннский кинофестиваль запомнится еще и тем, что спустя 15 лет режиссер Терренс Малик, прятавшийся все это время от общественности, впервые появился на публике на премьере собственного фильма «Тайная жизнь» о молодом австрийце, отказавшемся служить в вермахте. Красивая черно-белая картина, основанная на реальной истории времен Второй мировой войны, так называемый большой стиль, когда история рассказывается не диалогами либо закадровым монологом, а художественными образами. Примечательно, что прежде, даже тогда, когда фильм Малика «Древо жизни» взял «Золотую пальмовую ветвь», по Каннам даже разбрасывали листовки о вознаграждении тому, кто встретит режиссера где-то на Лазурном побережье. А на встречах с журналистами за него в разные годы отдувались актеры Шон Пенн, Брэд Питт и другие.

    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019
    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019
    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019
    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019
    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019
    Кадр из фильм режиссера Терренса Малика «Тайная жизнь», 2019

    2. «Этот кинофестиваль — первый за последние годы, где не было представлено ни одного фильма, снятого крупными видеоплатформами, такими как Netflix и Amazon, — отмечает кинокритик. — Канны с ними окончательно разругались, а те подружились с другим кинофестивалем — Венецианским. И теперь все свои фильмы, предназначенные не для большого, а для малого экрана (при этом за нереальные бюджеты), показываются в Италии».

    3. «Разумеется, шокировало абсолютное душевное обнажение Алена Делона, который заявил, что это конец жизни, и нехотя получил свое каннское золото, — продолжает Андрей Алферов. — По-моему мнению, Делон не хотел брать «пальмовую ветвь», потому что это легитимный знак окончания жизни. Для него это равносильно могильной плите. А дальше — ничего. У него не сложился роман с современным кино, которое он по большей части отвергает, говоря, что нет крупных режиссеров и сниматься не у кого. А те, у кого он хотел бы сняться, его почему-то не приглашают. Так что слезы, которые мы видели, — это прощание с творческой жизнью, с карьерой. Другой Делону, очевидно, и не нужно».

    Алан и Анушка Делон. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News
    Алан и Анушка Делон. Канны, 2019. Фото: VALERY HACHE/AFP/East News

    4. Неожиданностью для всех стал Квентин Тарантино, которому, вопреки прогнозам, ничего не досталось после премьеры фильма «Однажды в Голливуде». Он скромно удостоился »Собачьей пальмовой ветви», которую получил питбуль, сыгравший в паре с Брэдом Питтом в фильме о дружбе двоих, актера и дублера, работающих в фильмах категории B. Однако значение работы Тарантино не стоит преуменьшать. «Однажды в Голливуде», ни больше ни меньше, история о том, как великое кино способно менять историю.

    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News

    5. Одним из главных сюрпризов, которому сам критик не находит объяснения, чествование совершенно неканнской фигуры — приезд на Ривьеру Сильвестра Сталлоне с большим мастер-классом и черновой версией «Рэмбо-5». «Фильм преподнесли как бронзовую киноклассику, без которой невозможно себе представить мировой кинопроцесс с кучей звезд на красной дорожке, и с самим Сталлоне, уже не молодым, но таким же привлекательным и сильным», — удивляется кинокритик.

    Сильвестр Сталлоне. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Сильвестр Сталлоне. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News

    Алферов Андрей

    «Это были 10 жарких дней, в конце которых я могу точно сказать: многое не получилось, многие ожидания не оправдались, но было очень хорошо»

    «Это по-прежнему был, есть и будет самый влиятельный киносмотр мира, — утверждает кинокритик. — Тут задаются тренды, сюда ежегодно приезжает около 30 тысяч профессионалов, среди которых звезды Голливуда и европейского кино, а также 5-6 тысяч журналистов. И это лучшая в мире кинопресса, которая это кино описывает и доносит суть фильмов до людей, переводя экранное изображение с «птичьего» на язык «земной».

    Селена Гомес, Тильда Суинтон и Джим Джармуш. Канны, 2019. Фото: LOIC VENANCE/AFP/East News
    Селена Гомес, Тильда Суинтон и Джим Джармуш. Канны, 2019. Фото: LOIC VENANCE/AFP/East News
    Педро Альмодовар и Антонио Бандерас. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Педро Альмодовар и Антонио Бандерас. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Леонардо Ди Каприо и Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: LOIC VENANCE/AFP/East News
    Леонардо Ди Каприо и Квентин Тарантино. Канны, 2019. Фото: LOIC VENANCE/AFP/East News
    Фанни Ардан. Канны, 2019. Фото: ANTONIN THUILLIER/AFP/East News
    Фанни Ардан. Канны, 2019. Фото: ANTONIN THUILLIER/AFP/East News

    «Для тех, кто приезжает сюда работать, потому что отдыхать здесь невозможно, это на самом деле каторжный труд. И в то же время, это такая сладкая каторга, после которой остается долгое-долгое послевкусие», — резюмирует Андрей Алферов.

    Актуальные
    Алферов.Влог #6: итоги Каннского фестиваля — 2019
    30 мая 17:15
    Кто получил «Золотую пальмовую ветвь»: все победители Каннского фестиваля — 2019
    25 мая 21:22
    Романтика в Каннах: 63-летний миллионер сделал предложение молодой возлюбленной на красной дорожке
    25 мая 14:08
    Канны-2019: гран-при «Особого взгляда» получил режиссер Карим Айнуз
    25 мая 12:30
    «Рэмбо» в Каннах: Сталлоне представил последнюю часть легендарного боевика
    25 мая 11:00
    «Сердечный приступ помог мне заново стать актером»: откровения Бандераса в Каннах
    24 мая 22:27
    Каннский фестиваль стал проблемой для экологов
    24 мая 21:12
    Фильм «Паразит» считают одним из главных претендентов на награду в Каннах. Почему
    24 мая 12:04
    На премьеру «Однажды в Голливуде» продали больше билетов, чем смогли вместить в зале
    23 мая 18:05
    В Каннах звучали громкие аплодисменты для украинского фильма «Домой»
    23 мая 15:34
    Тарантино не рассказывал Полански о своем фильме, где повествуется об убийстве жены последнего
    23 мая 14:25
    20-летний сын Бекхэма покрасовался в Каннах со своей возлюбленной
    22 мая 23:45
    Организаторы Каннского фестиваля заступились за Алена Делона
    22 мая 21:31
    Тарантино в Каннах объяснил, почему женился впервые только недавно
    22 мая 18:45
    Актеры и модели покрасовались в роскошных нарядах на джентльменской вечеринке Chopard
    22 мая 17:25
    Чем звезды «Однажды в Голливуде» покоряли на ковровой дорожке Канн
    22 мая 13:18
    Каннский фестиваль продолжает терять актуальность — The Wrap
    21 мая 17:57
    Главе жюри Каннского фестиваля вручили орден
    21 мая 15:59
    Роскошные актрисы и модели порадовали нарядами во время премьеры в Каннах
    21 мая 12:12
    Марадона разочаровался в документалке о себе, представленной в Каннах
    21 мая 11:24