Особый взгляд Александра Роднянского: о чем говорили критик и продюсер в Каннах

Кинокритик Андрей Алферов продолжает делиться с TVi.UA самой актуальной и эксклюзивной информацией о Каннском кинофестивале — 2019. На этот раз он пообщался с самым известным украинским и российским продюсером Александром Роднянским. Его фильм «Дылда», снятый режиссером Кантемиром Балаговым, представлен в рамках конкурсной программы «Особый взгляд»
     
    16:45
    26 мая

    Александр Роднянский — самый успешный на постсоветском пространстве продюсер, создатель украинского телеканала 1+1, руководитель телевизионного холдинга «СТС Медиа» в России. Он продюсер более 30 художественных фильмов («9 рота», «Водитель для Веры», «Сталинград») и 20 сериалов («День рождения Буржуя», «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Маргоша»). Является лауреатом более 50 международных и национальных премий в области кино и телевидения. Четыре фильма продюсера Роднянского были номинированы на премию «Оскар» (среди них «Восток-Запад», «Левиафан»), три фильма становились лауреатами в Каннах (среди них «Елена», «Левиафан»).

    ___________

    А. А.: Каннский кинофестиваль — организм довольно сложный. Разобраться в нем с первого раза очень непросто. Тьерри Френо, например, мне как-то рассказал, что в свой первый раз в 1979 году он не посмотрел ни одного фильма, потому что не знал, как попасть на просмотры, и проспал все мероприятие в своей машине, приехав из Леона. А вы помните свой первый Каннский кинофестиваль? Как вы адаптировались ко всему здесь происходящему?

    Александр Роднянский: Конечно, помню. Сходство с Тьерри тоже есть. Но мой личный опыт немножко другой. Это был 89-й год. Мы жили в огромном люксе, человек на восемь, расходы разделили между собой. Константин Эрнст тогда снимал популярную передачу «Матадор», был очень модным телевизионным журналистом. Вместе с ним была команда операторов и соавторов, будущий издатель нашего с Константином журнала «Матадор» Гена Йозефавичус, и еще пара известных журналистов. В общем, так мы жили и пытались «выстаивать» в очередях билетики. Точно так же, как стоят сейчас толпы людей с просьбой получить билет на тот или иной сеанс.

    А. А.: Что вам больше всего запомнилось? 89-й... Это же, наверное, фильм «Секс, ложь и видео» показывали тогда?

    Александр Роднянский: Да, но мне не удалось посмотреть его. Попасть на киносмотры тогда было трудно плюс сложности с языком. Помню, как получил билет в первый раз, а в зал меня не пустили, потому что я был без бабочки. И вот спускают меня по лестнице вниз (в то время не было красной дорожки и нужно было проходить между двумя шеренгами высоченных гвардейцев), и я обнаруживаю афро-француза. В руках он держит ведро, а в нем для таких, как я, неофитов, бумажные, да-да, именно бумажные бабочки. (Смеется.) Пришлось купить за 10 франков необходимый аксессуар, и только тогда меня в зал пустили.

    А вот кино, если честно, я и не запомнил, как-то не сфокусировалось оно у меня в голове. Остались только незабываемые впечатления о том, как мы пробивались, как общались, как ночевали, как хихикали... Но точно не кино. А вот уже в последующие разы припоминаю какие-то замечательные картины: где именно я их смотрел, как стояли в очередях и прочее.

    А. А.: А каким был самый запоминающийся ваш персональный Каннский фестиваль?

    Александр Роднянский: Вы знаете, сейчас, когда за плечами уже не один кинофестиваль и конкурс, я могу точно сказать, что самым важным для меня был все-таки тот, куда мы приехали с фильмом «Елена». Он замечательный, я его очень люблю. Но для меня до сих пор остается загадкой, по какой же все-таки причине фильм не попал в основной конкурс. Впрочем, как и в ситуации с «Дылдой» в этом году. С последним все понятнее. Кантемир Балагов — 27-летний молодой режиссер, у него еще все впереди. А фильм Звягинцева тогда был уже третьим после победы в Венеции и приза за «Изгнание» в Каннах. Но мы приехали, несмотря на то, что я был очень расстроен. И выбирая между участием в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля и позицией в «Особом взгляде», я остановился на последней. И не жалею на самом деле. «Елена» выделялась среди остальных, и чтобы уважить каким-либо образом картину, организаторы создали для нее неожиданную позицию — фильм-закрытие «Особого взгляда». Так что нам вручили приз еще до того, как показали премьеру. (Смеется.) Какая-то уникальная ситуация получилась.

    KCS/East News
    KCS/East News

    А. А.: В ваших трех каннских картинах происходит такое пересечение тем: мать, повинуясь своим материнским инстинктам, готова идти очень далеко, чтобы защитить своего ребенка, готова даже убивать, как в «Елене». Это случайность?

    Александр Роднянский: Мне кажется, я вообще склонен к историям, исследующим институт семьи.

    Думаю, что во времена, когда исчезло доверие к общественным моделям и к политическим структурам, которые на протяжении столетий вызывали к себе особое отношение и могли решить проблемы человека и общества, именно этот институт становится наиболее важным. Поэтому я ничем не интересуюсь до такой степени, как семейными кризисами. Всегда искал и ищу подобные истории, которые потом вместе с режиссерами мы и анализируем в наших фильмах.

    А. А.: Месседж, который читается в картине «Дылда», такой: женщина, у которой война и другие обстоятельства отбирают все, цепляется за последнее, за самое главное — возможность давать жизнь. Вы разделяете такую позицию?

    Александр Роднянский: Я думаю, что возможность давать жизнь в «Дылде» — это возможность, в принципе, жить. Ведь ничто так не убивает человека, как поствоенный опыт. Война лишает жизни. Не просто жизни конкретных людей, а и возможности выживших ее продолжать. И речь идет не просто о посттравматическом синдроме, о котором снято немалое количество фильмов, и прежде всего в США, а прежде всего, и в первую очередь, о физиологической способности рожать после холодных окопов. Возвращающиеся с войны совсем еще юные девчонки пытаются не просто дать жизнь ребенку, чтобы удостовериться, что они не погибли, а страстно хотят излечиться и вернуться к нормальной жизни. Такая метафора у режиссера Кантемира Балагова возникла после прочтения Светланы Алексиевич (писательница и автор сценария. — Ред.), которая в своих произведениях часто приводит документальные факты.

    Факт: фильм «Дылда» получил номинацию на ЛГБТ-премию Queer Palm, которую вручает независимое жюри Каннского кинофестиваля.

    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»
    Кадр из фильма «Дылда»

    А. А.: А вам не кажется, что лучше всего женщину может почувствовать мужчина, равно как и наоборот? Вот у Кантемира такое особо трепетное, почти святое отношение чувствуется в «Тесноте» и в «Дылде». Или, к примеру, когда смотришь фильм «Повелитель бурь» и понимаешь, насколько глубоко Кэтрин Бигелоу проникла в мужскую суть и раскрыла ее.

    Александр Роднянский: И да, и нет. Мы же говорим об одаренных людях. Кэтрин Бигелоу — одаренный режиссер и, наверное, самый большой знаток мужской психологии, сделавшая несколько абсолютно культовых кинокартин о мужчинах. Чего только стоит «На гребне волны» или «К-19». Просто ей нравится рассматривать истории с точки зрения мужской перспективы. Точно так же я не думаю, что Кантемир намеренно выбирает истории с персонажами-женщинами. Просто он включает свой внутренний барометр, который реагирует на психологию его героев. И он в эту секунду оказывается максимально точным. Так что зависит от таланта, если честно. Очень много качественного кинематографа, который женщины, например, снимают о себе. Поэтому делать такие общие выводы на основании этого считаю неправильным.

    Кадр из сериала «Чернобыль»
    Кадр из сериала «Чернобыль»

    А. А.: Я хотел бы еще коснуться вашего чернобыльского опыта в связи с диким хайпом от сериала «Чернобыль» телеканала HBO. Вы его смотрели?

    Александр Роднянский: Да, я видел две серии, потому что он выходит только раз в неделю, и с интересом жду продолжения. Это, конечно, бескомпромиссный и очень страшный взгляд на вещи, и, наверное, очень справедливый, аутентичный. Я не видел ничего своими глазами из того, что происходит в первых двух сериях сразу же после аварии. Это было дико и страшно, и ты веришь этому. Этим и хорош сериал. Это сильная история, героическая и неглупая: с одной стороны, государственная ложь, а с другой — подвиг людей, которые спасли пол-Европы от распространения радиации. И даже несмотря на то, что я по другому представляю себе разговоры и риторику некоторых персонажей, и то, как они выглядят, в рамках этого фильма я верю и допускаю, что это происходит справедливо.

    Мы, кстати, сейчас тоже пытаемся сделать фильм на эту тему. Не знаю, как у нас получится, у нас особый взгляд. Так что пока мы его не анонсируем.

    Мирошниченко Валерия

    «Мой муж — человек разнообразных интересов. Он невероятно много читает. Ему интересно все, кроме скучного и бессмысленного. Я могу точно сказать, что мой муж никогда не будет делать что-то ради выгоды, если это противоречит его взглядам и принципам»

    Роднянский Александр

    «Опыт всех успешных продюсеров говорит: никогда не закрепляйся в жизненных завоеваниях и даже успехах, никогда не останавливайся, двигайся дальше»

    Роднянский Александр

    «Для продюсера жизненно важно предвидеть, что именно зритель почувствует завтра, принять этот вызов и ответить на него адекватно. Это правило неоспоримо — оно работает и на телевидении, и в кино, и в музыке, и в жизни»

    Актуальные
    Алферов.Влог #6: итоги Каннского фестиваля — 2019
    30 мая 17:15
    Кто получил «Золотую пальмовую ветвь»: все победители Каннского фестиваля — 2019
    25 мая 21:22
    Романтика в Каннах: 63-летний миллионер сделал предложение молодой возлюбленной на красной дорожке
    25 мая 14:08
    Канны-2019: гран-при «Особого взгляда» получил режиссер Карим Айнуз
    25 мая 12:30
    «Рэмбо» в Каннах: Сталлоне представил последнюю часть легендарного боевика
    25 мая 11:00
    «Сердечный приступ помог мне заново стать актером»: откровения Бандераса в Каннах
    24 мая 22:27
    Каннский фестиваль стал проблемой для экологов
    24 мая 21:12
    Фильм «Паразит» считают одним из главных претендентов на награду в Каннах. Почему
    24 мая 12:04
    На премьеру «Однажды в Голливуде» продали больше билетов, чем смогли вместить в зале
    23 мая 18:05
    В Каннах звучали громкие аплодисменты для украинского фильма «Домой»
    23 мая 15:34
    Тарантино не рассказывал Полански о своем фильме, где повествуется об убийстве жены последнего
    23 мая 14:25
    20-летний сын Бекхэма покрасовался в Каннах со своей возлюбленной
    22 мая 23:45
    Организаторы Каннского фестиваля заступились за Алена Делона
    22 мая 21:31
    Тарантино в Каннах объяснил, почему женился впервые только недавно
    22 мая 18:45
    Актеры и модели покрасовались в роскошных нарядах на джентльменской вечеринке Chopard
    22 мая 17:25
    Чем звезды «Однажды в Голливуде» покоряли на ковровой дорожке Канн
    22 мая 13:18
    Каннский фестиваль продолжает терять актуальность — The Wrap
    21 мая 17:57
    Главе жюри Каннского фестиваля вручили орден
    21 мая 15:59
    Роскошные актрисы и модели порадовали нарядами во время премьеры в Каннах
    21 мая 12:12
    Марадона разочаровался в документалке о себе, представленной в Каннах
    21 мая 11:24