«Украина может праздновать победу!»: кинокритик Алферов о фильме крымского татарина Алиева «Домой»

«Роуд-муви», иначе говоря «дорожное кино» — так свой фильм, семейную драму «Домой», характеризует режиссер картины Нариман Алиев. И действительно, по сюжету, герои киноленты всё время в пути — из Киева в Крым. Картину представили во второй по значимости программе Каннского кинофестиваля «Особый взгляд», и это большой успех, ведь «Домой» — дебютный полный метр молодого режиссера
     
    17:14
    23 мая
    Нариман Алиев, Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Нариман Алиев, Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News

    Почему исполнителя главной роли Ахтема Сейтаблаева коронуют после премьеры этого фильма, о замысле киноленты, сложностях кастинга на главные роли и финансировании съемок — кинокритик Андрей Алферов эксклюзивно для ТVi.

    Неисповедимые пути

    В фильме «Домой» рассказывается история крымского татарина Мустафы, который вместе с младшим сыном везет тело старшего сына, погибшего в Песках, из Киева в оккупированный Крым, чтобы предать земле по исламским традициям.

    «Украина презентовала в Каннах в этом году, пожалуй, самый сильный фильм со времен картины «Племя», — уверен кинокритик Андрей Алферов.

    Алферов Андрей

    «Центральная тема фильма выражена уже в его названии — семья, возвращение домой. Автор, талантливо документируя постреволюционную действительность, концентрируется на драматических взаимоотношениях отца и сына, ограничивая их действие пространством потрепанного внедорожника, в котором по разбитым украинским дорогам трясутся отец, сын и… труп»

    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019
    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019

    Это история об отце, который родился в изгнании, для которого Крым — его Иерусалим, ведь Мустафа всю жизнь боролся за право жить там. А рядом с отцом совершенно космополитичный сын, который не считает крымскотатарскую культуру частью своего настоящего или будущего. Образ отца в картине блестяще воплотил украинский актер и режиссер Ахтем Сейтаблаев, рассказывает Алферов.

    Алферов Андрей

    «Отец, доверенный Ахтему Сейтаблаеву, — ветхозаветный Бог, молчаливый, с истерзанным сердцем, за режущей строгостью скрывающий огромную любовь к сыновьям. Это особенно бросается в глаза в сцене совершения тахарата — ритуала омовения тела. Младший сын Алим — желторотый студент, который всеми силами желает от корней оторваться, ассимилироваться, превратиться в анонимного европейца новой Украины. За полтора часа экранного времени эти двое переживают невероятную эволюцию, во взаимодействии друг с другом превращаясь в свои противоположности. Сильный, крепко сложенный красавец-отец к финалу превращается в немощного старика, а романтичный сын-студент — в зрелого мужчину, обретая себя в традиции. Сын меняется, пытаясь завершить начатое отцом»

    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019
    Кадр из фильма режиссера Наримана Алиева «Домой», 2019

    Кастинг на роли в фильме был нелегким, да и выбор небольшим. Режиссеру было важно, чтобы основные роли играли актеры, которые знают крымскотатарский язык (в фильме звучит крымскотатарская, украинская и русская речь).

    Изначально, режиссер картины и не надеялся на то, что Ахтем Сейтаблаев найдет время сниматься в главной роли фильма «Домой». Предварительно, известному в Украине режиссеру и актеру предлагали сыграть хотя бы эпизодическую роль, но он сам проявил инициативу пройти пробы на роль Мустафы.

    Алферов Андрей

    «Сейтаблаева эта роль окончательно коронует на царствие, превращает в суперзвезду отечественного большого экрана, наследника Ступки и всех великих. Он рычит, как Марлон Брандо, цедит кофе, как Роберт Де Ниро, и выразительно молчит, как Вячеслав Тихонов»

    Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News
    Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: AP/Associated Press/East News

    На роль младшего сына у режиссера было несколько вариантов. Но он выбрал Ремзи Билялова, своего двоюродного брата. Парень — непрофессиональный актер, но ранее имел опыт съемок в фильмах своего талантливого родственника.

    Особый взгляд дебютанта

    Фильм «Домой» — первый полнометражный фильм молодого режиссера, до этого он подарил миру лишь несколько короткометражных работ, рассказывает Алферов. Поэтому на Каннском кинофестивале режиссер претендует не только на награду в конкурсной программе «Особый взгляд», но и на почетный приз кинофестиваля «Золотая камера» за лучший дебют.

    Алферов Андрей

    «Нариман Алиев дебютирует, фактически толком не оперившись, но с какой-то стариковской мудростью и художественной зрелостью, неведомо откуда взявшимися в двадцать шесть неполных на момент съемок лет»

    Нариман Алиев. Канны, 2017. Фото: AP/Associated Press/East News
    Нариман Алиев. Канны, 2017. Фото: AP/Associated Press/East News

    Над сценарием фильма вместе с Алиевым работала украинская режиссер и сценарист Марыся Никитюк, которая слегка заострила сюжетные повороты и добавила немного хулиганства в текст, считает Алферов. А вот идею фильма «Домой» (герои забирают тело своего родственника из другой страны) придумал друг Наримана Алиева режиссер Новруз Хикмету. Далее — Алиев придумал сюжет, созвучный с украинскими реалиями. Тема ему очень близка — девять лет назад не стало родного брата режиссера, который погиб в автокатастрофе.

    Фильм «Домой» был снят в рекордные сроки, несмотря на обширную географию съемочных локаций. Летом 2018 года картина получила финансирование государственной программы Минкульта (покрыло 80% расходов). Фильм начали снимать в Киеве и Киевской области, продолжили — в Николаевской области, дальше съемочная группа отправились на Арабатскую Стрелку, где снимали в селе Стрелковое, на озере Сиваш.

    Владимир Яценко, Нариман Алиев и Антон Фурса на съемках фильма «Домой». Арбатская стрелка, 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    Владимир Яценко, Нариман Алиев и Антон Фурса на съемках фильма «Домой». Арбатская стрелка, 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko
    На съемках фильма «Домой», 2018. Фото: facebook.com/Vladimir Yatsenko

    К январю 2019 года картина уже была на монтаже. Отправив фильм на престижный конкурс, ответ режиссер получил за три дня до презентации программы Каннского кинофестиваля. И сразу попал во вторую по значимости программу «Особый взгляд», что для дебютанта — большой успех.

    Алферов Андрей

    «Обычно дебютанты начинают с других программ, они рангом пониже, но не менее важные. Эти программы имеют свою отборочную комиссию, свои правила, но они тоже часть Каннского кинофестиваля. Например, Слабошпицкий с фильмом «Племя» победил в рамках «Недели критики». А тут дебютант попал сразу в программу «Особый взгляд», и уже в связи с тем, что он там оказался, Украина может праздновать победу! Это победа культурной дипломатии»

    Украина в Каннах

    Ранее в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля Украина была представлена фильмом «Донбасс» в 2018 году. И это была не единственная картина, которую режиссер Сергей Лозница презентовал в Каннах.

    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «Донбасс», 2018
    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «Донбасс», 2018
    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «В тумане», 2012
    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «В тумане», 2012
    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «Майдан», 2014
    Кадр из фильма режиссера Сергея Лозницы «Майдан», 2014
    Кадр из фильма режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя», 2014
    Кадр из фильма режиссера Мирослава Слабошпицкого «Племя», 2014
    Кадр из фильма режиссера Юрия Ильенко «Лебединое озеро. Зона», 1989
    Кадр из фильма режиссера Юрия Ильенко «Лебединое озеро. Зона», 1989

    Алферов Андрей

    «Еще в 2010 году Сергей Лозница представил фильм «Счастье мое». Затем — «В тумане». А в 2014 году режиссер привез на специальный показ в Канны фильм «Майдан». В 2014 году каннское признание заслужил фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя». В уже далеком 1997 году Вячеслав Криштофович привез на кинофорум картину «Приятель покойника», зафиксировавшую неспокойное время в Украине в первые годы после провозглашения независимости. А в 1990 году Канны увидели фильм «Лебединое озеро. Зона» по сценарию Сергея Параджанова, поставленный Юрием Ильенко. Он тогда был представлен как совместная продукция СССР и Канады»

    Также с 2008 года на каннском кинорынке работает украинский павильон, где представлена отечественная кинопродукция.

    Любое участие в Каннском кинофестивале очень важно для нашей страны, уверен Алферов. Ведь людям искусства доверяют больше, чем политикам. И весь мир делает выводы о том, чем живет современная Украина, именно благодаря нашим культурным достижениям.

    Съемочная группа фильма «Домой», 2018. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite
    Съемочная группа фильма «Домой», 2018. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite
    Съемочная группа фильма «Домой», 2018. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite
    Съемочная группа фильма «Домой», 2018. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite
    Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite
    Ремзи Билялов и Ахтем Сеитаблаев. Канны, 2019. Фото: facebook.com/Limelite

    Алферов Андрей

    «Именно гуманитарное искусство фиксирует эстетический и культурный код нашей страны. Картина Наримана Алиева важна не только для Европы, но и для нас самих — она отображает дух времени, чем мы живем. Наши западные коллеги говорят: «Мы не хотим видеть выдумку, мы хотим видеть, чем вы живете, чем дышит современная Украина». Не стилизация, не Шевченко и не «на панщині пшеницю жали». Вот современная Украина»

    После мировой примеры в Каннах фильм «Домой» Наримана Алиева планируют показать и в европейских кинотеатрах. В прокат в Украине фильм выйдет в конце лета.

    Актуальные
    Алферов.Влог #6: итоги Каннского фестиваля — 2019
    30 мая 17:15
    Кто получил «Золотую пальмовую ветвь»: все победители Каннского фестиваля — 2019
    25 мая 21:22
    Романтика в Каннах: 63-летний миллионер сделал предложение молодой возлюбленной на красной дорожке
    25 мая 14:08
    Канны-2019: гран-при «Особого взгляда» получил режиссер Карим Айнуз
    25 мая 12:30
    «Рэмбо» в Каннах: Сталлоне представил последнюю часть легендарного боевика
    25 мая 11:00
    «Сердечный приступ помог мне заново стать актером»: откровения Бандераса в Каннах
    24 мая 22:27
    Каннский фестиваль стал проблемой для экологов
    24 мая 21:12
    Фильм «Паразит» считают одним из главных претендентов на награду в Каннах. Почему
    24 мая 12:04
    На премьеру «Однажды в Голливуде» продали больше билетов, чем смогли вместить в зале
    23 мая 18:05
    В Каннах звучали громкие аплодисменты для украинского фильма «Домой»
    23 мая 15:34
    Тарантино не рассказывал Полански о своем фильме, где повествуется об убийстве жены последнего
    23 мая 14:25
    20-летний сын Бекхэма покрасовался в Каннах со своей возлюбленной
    22 мая 23:45
    Организаторы Каннского фестиваля заступились за Алена Делона
    22 мая 21:31
    Тарантино в Каннах объяснил, почему женился впервые только недавно
    22 мая 18:45
    Актеры и модели покрасовались в роскошных нарядах на джентльменской вечеринке Chopard
    22 мая 17:25
    Чем звезды «Однажды в Голливуде» покоряли на ковровой дорожке Канн
    22 мая 13:18
    Каннский фестиваль продолжает терять актуальность — The Wrap
    21 мая 17:57
    Главе жюри Каннского фестиваля вручили орден
    21 мая 15:59
    Роскошные актрисы и модели порадовали нарядами во время премьеры в Каннах
    21 мая 12:12
    Марадона разочаровался в документалке о себе, представленной в Каннах
    21 мая 11:24