Выжить на дорогах: почему украинские дороги превратились в убийц?

Выжить на дорогах: почему украинские дороги превратились в убийц? Фото:
На украинских дорогах уже за девять месяцев этого года погибло 2317 человек

На украинских дорогах в прошлом году погибло 3187 человек, травмировано 32079 человек, за девять месяцев этого - 2317 и 25082 человек соответственно. Такие цифры приводит министр Арсен Аваков. Это в разы больше, чем на трассах любой из стран ЕС.


 Однако, не эти страшные «аргументы» подталкивают чиновников действовать, а последние резонансные ДТП. Именно после харьковской ДТП, когда автомобиль, пытаясь проскочить на красный свет, столкнулся с другим автомобилем и вылетел на тротуар, сбив более десяти человек, шестеро из которых погибли, в МВД заговорили о повышении штрафов и введении видеофиксации нарушений.


 МВД инициирует масштабные преобразования. Среди них - изменение максимальной скорости в населенных пунктах, ужесточение санкций за нарушения, введение проверок состояния водителей. В Министерстве же инфраструктуры обещают на повышение безопасности на дорогах в следующем году выделить неслыханную доселе сумму - почти 2 млрд. гривень.


 До сих пор аварии на украинских дорогах воспринимаются как стихийное бедствие - с ними человек не может справиться. Об этом все время говорит представитель ОО Vision Zero, менеджер реформ дорожного сектора в команде поддержки реформ в Мининфраструктуры Виктор Загреба. Он отмечает, что государство привыкло перекладывать ответственность за аварийные ситуации на дорогах на водителей, реже - на пешеходов. Конечно, так удобно, ведь, назначив виновного, легче закрыть тему, чем разбираться, почему, например, на том или ином перекрестке регулярно происходят аварии и гибнут люди, и делать шаги для предупреждения.


 Об изменении подхода к обеспечению безопасности на дорогах говорят в Украине уже много лет. Но все время чего-то не хватает для комплексных реформ. Иногда - желания что-то менять, иногда на пути встают коррупционные интересы.


 «Уменьшить количество смертей на дорогах можно, рассмотрев в профильном комитете и проголосовав в зале законопроект №5184, - говорит один из авторов документа, заместитель главы координационного совета Общенационального форума дорожного движения Владимир Караваев. - Предложения уже более года в парламенте. В них, во-первых, изменение условий допуска водителей к управлению транспортными средствами. Во-вторых, возвращение контроля технического состояния транспортных средств. В-третьих, изменение принципа мониторинга - от видеофиксации до скрытого патрулирования. Чтобы водители понимали, что в любой машине рядом может находиться полицейский. В-четвертых, введение практики аудита дорожной безопасности и аудита дорог. И это лишь некоторые из основных предложений».


Уменьшить факторы риска


 Одна из самых частых причин ДТП с летальным исходом - превышение скорости водителями. Об этом говорит старший менеджер проектов Центра демократии и верховенства права, координатор кампании «За безопасные дороги» Олеся Холопик. «Согласно официальной статистике, за восемь месяцев 2017 года из-за превышения скорости погибло не менее 441 человека. Это более 22% всех погибших в ДТП», - добавляет она.


 По словам Холопик, проблема скорости обусловлена тремя ключевыми факторами: абсолютным отсутствием контроля над скоростью более двух лет, нестрогой системой наказаний и отсутствием уверенности в неотвратимости наказания.

«Поэтому, во-первых, необходимо ввести систему фиксации контроля скорости, в частности полуавтоматическую. Во-вторых, ввести европейский опыт в части ограничения максимальной скорости в населенных пунктах - с 60 км/ч до 50 км/ч. В-третьих, отменить так называемый "безнаказанный лимит" превышения скорости. Сейчас в Украине он существует в виде «плюс 20», - объясняет координатор кампании «За безопасные дороги».

 Сейчас системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения не существует, полиция прекратила практику контроля скорости радарами, которая существовала до реформы.

 В Правительстве активно обсуждают возможность введения механизма автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения - не только превышения скорости, но и, скажем, проезда на красный свет, непропуска пешеходов и т. п. Говорят и об ограничении в 50 км, действующем во всех странах ЕС. Обоснования просты: если автомобиль движется со скоростью 30 километров в час, сохраняются высокие шансы, что в случае ДТП его участники не получат серьезных травм, если же скорость более 50 километров в час, шансы выжить у пешехода - менее 80%.

 

 Второй фактор риска - управление авто в состоянии алкогольного опьянения. По статистике, 10% всех ДТП в стране происходят по вине нетрезвых водителей.

 Третий - неиспользование ремней безопасности водителями и пассажирами. В Украине менее 15% водителей пристегиваются. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного весной 2017 года общественными организациями в рамках кампании «За безопасные дороги». Такая ситуация сложилась не только потому, что штраф за такое нарушение правил мизерный - 51 гривня, но и потому, что мало кто объясняет, почему так важно пользоваться ремнями.

 Четвертый - отвлечение за рулем, например, на разговоры по мобильному. Статистика британской организации по безопасности дорожного движения свидетельствует о том, что отвлечение становится причиной каждой пятой аварии (22%).

К другим факторам риска относятся плохая видимость в темное время суток, перевозка детей без автокресел, передвижения пешеходов и велосипедистов без светоотражающих элементов в темное время суток.


Наказание или плата за право нарушить

 Любые общественные правила теряют смысл, если нет системы контроля над их соблюдением и наказания нарушителей. В Украине это понимают буквально: у нас привыкли «улучшать» обстановку на дорогах за счет повышения размеров штрафов. Последнее состоялось в июле 2016 года. Тогда было ужесточено наказание за вождение в нетрезвом состоянии: минимальный штраф с тех пор составляет 10 тыс. гривень, а максимальный - более 40 тысяч и лишение права управлять автомобилем в течение ближайших десяти лет.

 Однако такие меры не имели желаемого результата - полиции еще не было предоставлено достаточных полномочий для борьбы с этим явлением, и на дорогах пьяных водителей меньше не стало. Известно же, что в Украине отсутствует практика случайных проверок. Полиция Украины делает проверку на предмет употребления алкоголя, только когда у водителя есть признаки алкогольного опьянения, а выявить эти признаки офицер может только в двух случаях: участие водителя в ДТП и нарушение водителем правил, что стало причиной остановки транспортного средства.

 «Систему наказаний надо пересматривать в соответствии с угрозой безопасности общества, - уверена координатор кампании «За безопасные дороги» Олеся Холопик. - Сейчас в Украине штраф воспринимается потенциальными нарушителями как плата за право нарушить - водители оценивают, готовы ли они заплатить. Наша позиция заключается в том, что ответственность должна становиться более суровой. Конечно, с одновременным объяснением. Высокий штраф - это небольшая цена за спасенную жизнь».

 Например, сейчас за превышение скорости на 20 км/ч штраф 255 гривень, а на 50 км/ч - 510 гривень. Это слишком мало, убеждена Холопик. «Надо ввести практику, когда водители значительно превышают скорость - более чем на 50 км/ч - лишать права управлять транспортным средством. Если же водитель превышает скорость впервые, и это превышение составляет до 20 км/ч, то может быть предупреждение, в частности письменное, а если повторное, то размер штрафа может быть удвоен», - говорит она.

 Но это будет возможно только в случае введения эффективного контроля скорости. Увеличенные штрафные санкции, как и в случае с нетрезвыми водителями, неэффективны.

 Еще один вариант наказания - учет штрафных баллов. Об этом также говорят в правительстве. Такая система является одной из лучших практик в ЕС и США, поскольку она является действенным средством борьбы с системными и агрессивными нарушителями.

 

 Стоит признать, что украинские штрафы значительно ниже европейских. К примеру, в соседней Польше, если водитель превышает скорость на десять километров, такое нарушение карается штрафом в 50 злотых (350 гривень), если на 30 километров - до 200 злотых (1400 гривень), более чем на 50 км - 500 злотых (3500 гривень) . Наказание за непристегнутый ремень - 700 гривень, пользование телефоном во время движения или езда без включенных фар - до 1400 гривень, проезд на красный свет или нарушение других правил, вследствие чего могло произойти ДТП, - до 3500 гривень.

 Наказываются штрафами за нарушение ПДД в Польше и пешеходы. Причем штрафы также существенные. Например, прежде чем перебежать дорогу в неустановленном месте, надо помнить, что за это можно заплатить примерно 700 гривень. При этом на зебру можно становиться только в том случае, если пешеход не видит движущегося автомобиля. Следует подождать, когда он остановится. В противном случае, если заметит движение под колеса полицейский, он может взыскать штраф в 350 гривень. Столько же придется заплатить, если медленно переходить дорогу или вдруг остановиться посередине. Или идти по велодорожке. Кстати, если велосипедист будет ехать по зебре, а не переводить через нее велосипед, ему тоже грозит штраф - 700 гривень.

 Но сейчас стоит говорить о том, что количество аварий и летальных исходов при них можно уменьшить не только за счет соответствующего сурового наказания и эффективного контроля, но и с помощью инфраструктурных решений и образовательной работы.


Информационная кампания

 «Параллельно с санкциями должна быть информационно-разъяснительная работа», - говорит Олеся.

 Одна из самых опасных трасс в Украине - Киев - Чоп. Ее проектирование - преступление. Правила позволяют двигаться по ней со скоростью 110-120км/ч, но везде обустроены нерегулируемые пешеходные переходы. Ежегодно на этой трассе гибнут в среднем 200 человек, травмируются еще 650 Большинство - пешеходы. Их в темное время суток на дороге совсем не видно. Поэтому местному населению, например, надо объяснять, как важно иметь на одежде светоотражающие ленты.

 Но о том, что является нормой в Европе, в украинских придорожных селах и не слышали. А между тем европейцы доказали: использование светоотражателей снижает риск наезда автомобиля на пешехода в темное время суток на 85%. Флайтеры рекомендуют закреплять на одежду, сумки, портфели, рюкзаки и т. Тогда человека хорошо видно в свете автомобильных фар.

Эти ленты работают по принципу дорожных знаков, отражая свет автомобильных фар и делая пешехода заметным для водителя на расстоянии до 400м.

 Например, в Финляндии с начала 1980-х годов светоотражатели обязали использовать за городом, а с 2003-го - и в населенных пунктах. За нарушение правила - немалый штраф. Результат - количество людей с флайтерами, погибших в темное время на переходе, уменьшилось до нуля.

 Важно объяснять украинцам, как и когда работают ремни безопасности.

 «Многие люди не понимают, зачем нужно пристегиваться, что нужно пристегиваться как впереди, так и сзади. В наших головах много мифов, почему ремнями безопасности опасно пользоваться. Я объясняю, что непристегнутый пассажир на заднем сиденье в случае столкновения даже может травмировать пристегнутого на переднем», - говорит координатор кампании «За безопасные дороги» Олеся Холопик.

 Использование ремней на 40-50% снижает вероятность гибели для водителей и пассажиров на передних сиденьях и примерно на 25% - для пассажиров на задних сиденьях. Ремни безопасности эффективны при лобовых столкновениях, когда высока вероятность выбрасывания из автомобиля людей, если они не пристегнуты.


Инфраструктурные решения

 Вспомним опять дорогу Киев - Чоп. На ней отсутствуют шумовые продольные полосы. Там часто нет барьеров между направлениями движения, а если и есть, то местные жители устанавливают в них специальные конструкции для их быстрого преодоления. 

 Заместитель главы координационного совета Общенационального форума дорожного движения Владимир Караваев вспоминает, что, хотя эта дорога была построена на деньги Всемирного банка, на этапе проектирования этой трассы допустили ошибки.

 «Были вложены большие деньги, казалось, что дорога должна быть безопасной, - говорит он. - Но получилось наоборот. Когда дорога была закончена, приехали представители Всемирного банка с инспекцией. Один из них увидел на определенном участке корову. Был шокирован. Ему объясняли, что при проектировании была допущена ошибка - село оказалось с одной стороны, а пастбище - с другой».

 Дороги Украины опасны не только потому, что по ним ездят нарушители, причина и в том, что в Украине не принимаются разумные инженерные решения.

 Кто ездил по дорогам уже упомянутой Польши, тот видел, как они обустроены. Например, кольцевые перекрестки малого диаметра - до 50 метров. Таких в Украине почти нет. А с их помощью можно снизить скорость переезда и свести к минимуму наиболее опасные ДТП с фронтальным и боковым столкновениями.

 В Польше, как и в любой другой европейской стране, вы не увидите наземных переходов на скоростных автодорогах. На автобане даже мышь не проскочит, ведь асфальтовое полотно защищено ограждениями с обеих сторон. В Украине распространено явление, когда на дорогах с четырьмя полосами движения обустраиваются нерегулируемые переходы без островков безопасности.

 

 Имеет значение и ширина полосы в населенных пунктах. В украинских городах она составляет более четырех метров, что побуждает к высокой скорости движения.

 Для сравнения, ширина полосы движения на немецком автобане, где вообще отсутствует ограничение скорости, - только 3,5 метра.

 Еще одна проблема, о которой уже упоминал Владимир Караваев, - в Украине отсутствует процедура аудита безопасности дорожной инфраструктуры на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации, что является обязательным элементом безопасности по стандартам Европейского Союза.


Автор: Татьяна Катриченко

1415
Последние новости
Последние новости